Алтайский «Артек»

19:00, 12 марта 2015г, Общество 6523


1
1

В 1942-1945 годах больше 200 советских детей из крымского пионерского лагеря жили в Белокурихе.

Путь длиною в 7750 километров

Когда началась Великая Оте­чественная война, никто и представить не мог, что она будет такой долгой. И никто не мог предположить, что Крым и Всесоюзный пионерский санаторный лагерь «Артек» имени Вячеслава Молотова будут заняты врагом. Но уже 23 июня 1941 года из-за бомбежек детей из «Артека» начали отправлять по домам. Однако к концу первой недели войны стало ясно, что тех ребят, которые прибыли в Крым из уже оккупированных Прибалтики, приграничных областей Украины, Молдавии и Белоруссии, надо эвакуировать вглубь страны. Таковых насчитывалось больше двухсот человек. Решено было переместить их в более безопасное, как тогда считалось, Подмосковье, где хотели организовать своеобразный лагерь. Так началось долгое путешествие двухсот мальчишек и девчонок из разных республик Советского Союза дорогами большой войны по маршруту Гурзуф – Симферополь – Москва – Горький – Казань – Сталинград – станица Нижне-Чирская – Сталинград – Фролово (санаторий «Серебряные пруды») – Камышин –
Казань – Уфа – Омск – Новосибирск – Барнаул – Бийск – Белокуриха. Общая протяженность маршрута от крымского до алтайского «Артека» – 7750 километров, а время в пути – 15 месяцев. Уже в дороге к ним присоединилась группа детей из Латвии, направленная в «Артек» перед самой войной и недоехавшая до него из-за начала войны.

211 ребят сопровождали четверо вожатых и медик. Начальником группы стал бывший директор Верхнего лагеря Гурий Ястребов. Еще недавно он работал в газете «Известия», но чем-то заболел, долечивался в Крыму, где собирал материал для книги. Это был донской казак, участник Гражданской войны, сменивший после ее окончания шашку на перо. В июне 1941 года, посчитав Гурия Ястребова непригодным к военной службе по состоянию здоровья, на фронт не взяли, поручив ему руководство санаторным лагерем имени Молотова. С задачей эвакуации детей ему удалось справиться блестяще: несмотря на все тяготы войны, группа прибыла 11 сентября 1942 года в Белокуриху, не потеряв ни одного человека.

Смена – в два с половиной года

Вожатая Нина Храброва в книге «Мой Артек» так вспоминала дни пребывания в Белокурихе: «Красота, величие и спокойствие Алтая бальзамом утолили наши усталые от странствий души. Мы успокоились. Поняли, что осядем здесь и что будет нам здесь хорошо. Что ребята станут ходить в школу...»

Вожатые заменяли учащимся родителей, помогали в домашней подготовке уроков, ходили на родительские собрания.

Гурий Ястребов настаивал на том, чтобы ребята не только обслуживали себя, но и посильно участвовали в общественном труде. «Основой всей воспитательной работы с детьми был труд, – констатировал он в воспоминаниях. – Ежедневно педагоги «Артека» напутствовали ребят, уходящих на лесозаготовки, на работу в колхоз, в школу, на конный двор: работайте и учитесь хорошенько, это надо для фронта. Они знали и понимали это хорошо; знали с первого дня войны, знали все – большие и маленькие.

Все ребята были объединены в рабочие бригады. Младшие работали в подсобном хозяйстве, старшие на лесозаготовках, конном дворе. Старших девочек распределили в две бригады – одна работала на кухне, другая в столовой. И какие же молодцы были и девочки наши, и мальчики! Сейчас диву даешься, как только они управлялись со всем, что им поручалось. Ни нытья, ни отлынивания».

Алтайские «артековцы» заработали 116 тысяч рублей, на которые был изготовлен танк Т-34, подаренный ими фронту. За что ребята получили благодарность Верховного главнокомандующего, текст телеграммы был опубликован на первой полосе «Алтайской правды».

Сохранилось письмо эстонской девочки Этель Силларанд своей подруге на Урал. В нём приводятся подробности жизни «артековцев» в первый год пребывания в Белокурихе: «1 октября мы пошли в школу, я в 6-й «Б». Со мной учатся Ильвес, Лайне, Ада, Айно, Аста, Ваня Заводчиков, Юра Кулешов. Учимся неплохо».

Ребята также активно занимались спортом, музыкой, хоровым пением и самодеятельностью. Они познакомились с проживавшими некоторое время в Белокурихе писателем Константином Паустовским, режиссером и актрисой московского Камерного театра Александром Таировым и Алисой Коонен.

12 января 1945 года последняя группа ребят покинула Белокуриху. Алтайский «Артек» передал эстафету «Артеку» в Крыму, где к тому времени лагерь вновь возобновил работу.

«Постоять за честь»

Как вспоминала Нина Храброва, «нашим лозунгом было – «Постоять за честь». Не побоюсь преувеличений – у наших ребят было как бы фронтовое, возвышенное понятие чести –
каждый старался не подвести свой коллектив: от его малого до крупного подразделения. Делать всё хорошо, всё – с полной отдачей сил: это стало главной традицией, главной тенденцией «Артека» военных лет. Истоком были «артековские» традиции вообще. Но в войну они стали нравственно намного выше: там дети отдыхали, здесь, на Алтае, они учились и работали для Победы».

Через годы Нина Храброва отмечала, что одной из главных задач вожатых было воспитание у ребят чувства патриотизма. «Берусь спорить – человек, у которого отсутствует это чувство, – скучный, вялый. Он часто впадает в растерянность, нерешительность, сомнения. На трудных жизненных перекрёстках, когда надо делать выбор, который определит всю оставшуюся жизнь, такой человек похож на блуждающего без компаса впотьмах. И всё равно ему, в какую сторону выйти, лишь бы уцелеть, насытиться, приодеться – и чем дальше, тем всё ненасытнее желание сытости, всё необузданнее порывы вслед моде...

С молодёжью труднее работать, чем со взрослыми, особенно теперь. Немало и таких семей, где ценности духовные обесценены ради ценностей материальных. С повышением материального уровня жизни неизбежно повышается и интерес к материальным ценностям. Молодым матерям подчас «золото ударяет в голову» – материальное, финансово надежное золото в виде множества колец, брошей, браслетов; отцам – страсть к автомобилизму, и с поразительной легкостью молодые родители забывают недавнюю общественную работу, участие в студенческих строительных отрядах, романтику ночных костров; радость от книг и музыки кажется им ненужной. И социальные проблемы интересуют молодого человека постольку, поскольку они в состоянии удовлетворить его материальные потребности.

Нельзя, чтобы идеалом человека был только мир вещей и чтобы эти вещи были только импортными, только дорогими, только кричащими.

Мои воспитанники тоже стали современными людьми – с автомобилями и уютными квартирами, с любовью к путешествиям и с широкими интересами ко всему, что их окружает. Но они обладают богатством, куда более драгоценным и непреходящим, чем золото: нетленным чувством дружбы и духовного родства, не боящимся ни расстояний, ни национальных предрассудков, ни забвения в быстром потоке времени».

Фоторепортаж
Блоги