Бизнес-леди из Новосибирска рассказала алтайским предпринимателям о секретах развития своего дела
18:12, 17 мая 2023г, Экономика 1084
Виталине Жахаловой надоело финансово зависеть от мужа. И, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она решила разбогатеть на перепродажах морской капусты. Почему это не получилось и как она создала в Новосибирске производство косметики, бизнес-леди рассказала алтайским предпринимателям.
«Мисс Ламинария»
Виталина изучала в Новосибирском университете иностранные языки и в это время по максимуму использовала ресурсы, которые давал вуз. Она 4 месяца училась в США, год прожила в Японии, полтора в Китае, где занималась экспортно-импортными операциями на одном из предприятий. Вернувшись в Россию, вышла замуж и ушла в декрет.
– В декрете мне взгрустнулось, потому что я стала полностью финансово зависеть от мужа, – вспоминает Жахалова. – Мне приходилось просить у него деньги на маникюр, на походы в кафе. И это стало моей главной мотивацией заняться бизнесом.
Виталина, вспомнив свои китайские связи, решила закупить там 100 кг ламинарии (морской капусты) и продать ее российским спа-салонам. Она думала, что на этом заработает свой первый миллион. Написала 100 писем с предложением купить у нее чудо-продукт, но только из двух салонов пришел отрицательный ответ, остальные вовсе проигнорировали. Муж очень радовался ее проигрышу, считая, что жена должна сидеть дома с ребенком и варить ему щи-борщи.
Но не тут-то было. Женщина поняла, что простая схема «купи-продай» не работает. Нужно создавать какое-то уникальное торговое предложение. Так появилась косметика из морских водорослей под брендом «Мисс Ламинария». И дело пошло. За год удалось открыть около 100 представительств в городах. Это были небольшие интернет-магазины с доставкой до дома. Потом все стали работать на маркетплейсах, оптовые покупатели от предпринимательницы ушли на Wildberries и Ozon, в результате выручка у нее в 2019 году упала наполовину.
Контрактное производство
После этого Виталине пришла идея создать контрактное производство, то есть изготавливать косметику по заказу тех же спа-салонов под их брендами.
– Мы им помогаем создать крутой продукт по нашим рецептурам, которых около 500, либо разработать косметическое средство, исходя из пожелания клиента полностью с нуля, – рассказывает предпринимательница. Она признается, что бизнес пошел непросто. Многие потенциальные заказчики думали, что контрактное производство – дорогое удовольствие, что придется заказывать сразу десятки тысяч флаконов, поэтому и не обращались.
На самом деле закуп составляет от 50 тысяч рублей. И потихоньку удалось это объяснить клиентам. Теперь компания производит в год около 400 брендов. Производственные помещения выросли с 15 до 600 м2. На фоне проблем с импортом западных товаров востребованность качественной отечественной продукции растет. Среди заказчиков немало продавцов якобы алтайской косметики.
– Это вполне законно, если компания, владеющая торговой маркой, получит сертификат на продукцию, – уточняет предпринимательница. Она считает, что фирменная косметика позволяет компании усилить ее имидж. Например, одна сеть ресторанов заказала крем для рук с ароматом суши, чтобы клиенты, используя его, вспоминали вкусную кухню.
В прошлом году выручка контрактного производства составила 14 млн рублей. В этом году Жахалова планирует ее как минимум удвоить.
70% ее клиентов – это продавцы, реализующие товар на маркетплейсах. Они анализируют рынок, понимают, что востребовано, и заказывают такую косметику Виталине. Ее команда подбирает рецепт из имеющихся либо разрабатывает новый, придумывает упаковку, этикетку, то есть производит товар под ключ и отправляет заказчику либо сразу на маркетплейс.
Спа-салоны
И вроде опять все пошло хорошо. Но бизнес-леди стало не то чтобы скучно, но захотелось большего. Технолог контрактного производства ежедневно прорабатывает от 20 до 50 вариантов рецептур. За несколько лет скопился большой объем знаний, удачных находок. И Виталина решила найти им применение, открыв в прошлом году за три месяца два спа-салона:
– Мы работаем на своей косметике, у нас безграничные возможности по предоставлению услуг. Что клиент пожелает, то и делаем.
Женщина признается, что, прежде чем открыть салон, она волновалась. Все-таки контрактное производство она развивала постепенно: первоначальные инвестиции составили всего 100 тысяч рублей, потом вложения шли с выручки. Чтобы открыть спа-салон, нужны как минимум миллион рублей и опыт, которого нет. Как набрать грамотный персонал, выстроить процессы?
Чтобы не совершать ошибок, Жахалова решила купить эту информацию. Благо нашелся человек, готовый ею поделиться. Ее клиентка Алсу имела сеть спа-салонов в Йошкар-Оле.
– Я не просто приобрела у нее технологию работы, но и, самое главное, ее поддержку. Алсу вселяла в меня веру в успех дела, – говорит новосибирская предпринимательница. – Сейчас можно легко покупать знания и опыт других людей под решение конкретной задачи. И этим нужно пользоваться. Конечно же, желательно получать общие знания от признанных в мире корифеев бизнеса, ведь без личностного развития дело не будет расти.
И Жахалова приводит список книг, которые повлияли на ее мышление. Сегодня у нее в подчинении около 70 людей. Это не друзья, а партнеры. Ближайшая ее задача – создание одной большой команды, экосистемы, когда один бизнес помогает другому.
– К нам приходят клиенты, которые покупают косметику на маркетплейсе и думают: «Почему она торгует скрабиками, зарабатывает миллионы, а я нет? Я тоже хочу». И размещают заказ в контрактном производстве. И мы помогаем создать им такую же систему, – объясняет свою бизнес-модель предпринимательница.
Она хочет в дальнейшем развивать сеть спа-салонов по заданной технологии.
– Очень важен системный подход к делу, – считает Виталина. – Тогда не придется всякий раз изобретать велосипед. И второе, что я поняла: из любого бизнеса можно сделать ответвление в сторону. Это позволяет продержаться во время кризиса. Одно направление поддерживает другое, и ценность всей экосистемы возрастает.
Среди ценностей своего бизнеса предпринимательница называет честность (поэтому она максимально открыто показывает и рассказывает в социальных сетях о своем производстве), а также экологичность продаж, выражающуюся в том, что клиенты возвращаются вновь и вновь. А лучший клиент – который вернулся и еще привел других.
Книги, которые повлияли на мышление
- Джим Коллинз «От хорошего к великому».
- Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
- Кеничи Омае «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски».
- Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь».
- Игорь Манн «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».
Фото автора.