Беломраморная Вселенная

09:23, 15 января 2016г, Общество 1953


1
1

Первое место на престижном фестивале снежной скульптуры, куда в этом году приехали 27 самых сильных команд скульпторов со всей страны, – это, конечно, здорово. Но победитель, талантливый бийский мастер Николай Порубов, гораздо выше наград ценит создаваемый им мир образов и персонажей. Он очень похож на наш, но только в нем чуть больше добра, красоты и внимания – к природе, небу, самим себе...

«Человек-амфибия»

Порубов с 2007 года регулярно участвует в традиционных фестивалях, которые проводятся в Новосибирске. Их не отменяют даже в самые морозные зимы, как-то ваяли при минус 35. В этом году погода расщедрилась и на легкий морозец, и на снег идеальной структуры. Работа шла споро, фигуры резались легко.

Готовиться к каждому фестивалю Николаю Порубову помогает семья. Жена Надежда, сын Илья, одна из дочерей – Эльвира (у второй, Юли, трое малышей, ей пока не до фестивалей). К слову, в этом году в команде с Ильей мастер создал авторскую композицию «Человек-амфибия» (фестиваль был посвящен кинематографу). Скульптура исполнена светом и теплом, исходящим не то от океанской волны, не то от влюбленных – Ихтиандра и Гуттиэре. Автор рассказал, что уже ехал в Новосибирск, а все еще гадал,  какую из трех задумок осуществить. Первая была связана с Шукшиным, вторая – с «Алыми парусами» любимого с детства Грина. Но, увидев заснеженную площадку, решил подарить зрителям-сибирякам немного счастья и солнца:

– В застывшем кадре из фильма «Человек-амфибия» сходство с актерами – исполнителями главных ролей Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской получилось, хотя я и не стремился к портретной похожести. Скорее это даже не момент фильма, а сон, сказка, которой в судьбе героев не было. Но не это главное, – объясняет свой выбор скульптор. – Иззябшей душе, когда все мы кутаемся, не будут лишними ни лучик света, ни час счастья. Это нужно людям, особенно в морозной Сибири в крещенские морозы.

«Он – лучший»

Кто он, скульптор и художник Николай Порубов? Почему бийчане столь трепетно относятся к авторским скульптурам, которые стоят на городских улицах под открытым небом? На их фоне горожане делают селфи, туристы приезжают осматривать их как городскую достопримечательность. Говорят, что идеологическая и эстетическая состоятельность произведений искусства проверяется… вандализмом. Так, несколько лет назад в старом центре Бийска у памятника Петру и Февронии воры украли крест из цветмета. Удивительно, что за несколько лет в парке авторской мраморной скульптуры Порубова близ ПО «Сибприбормаш» не было ни одного случая краж или порчи скульптур. В самих ли работах дело? Или в их авторе? Дочь Порубова Эльвира сообщила: «Когда папа работает, он отключается ото всего мира, забывает обо всем на свете и теряет счет времени». Но она – человек заинтересованный. А вот мнение начальника пресс-центра администрации Бийска Павла Сидоренко:

– Большим знатоком скульптуры я себя не считаю, но к творчеству Николая Порубова, к созданным им образам отношусь очень трепетно. Каждая его реализованная идея, каждая скульптура, не важно, из какого материала она выполнена, – это волшебство. Так бы я назвал то, что видел. У его работ только один недостаток. Они расположены не в центре города. Здесь нет большого потока туристов, и не все наши гости знают, что есть такой парк. Николай Павлович – уникальный для Бийска человек. В очередной раз благодаря ему мир узнал о наукограде, и я полностью согласен с мнением жюри фестиваля. Он лучший. И то, что он творит, – это от всей его огромной и тонкой души.

Мадонна с младенцем, ангелы и самая последняя скульптура мастера – «Богородица», работа над которой завершена совсем недавно. Онеметь от восторга – все, что может сделать человек, попавший впервые в порубовский парк беломраморной скульптуры в Приобском районе Бийска близ заводоуправления ПО «Сибприбормаш». Мастер каждое лето ваяет по скульптуре, так что творческая площадка растет. Благоволит этой чудесной затее генеральный директор завода Александр Яковлевич Черемисин. Он помогает и с дорогим материалом, мрамором, и с доставкой глыб. Все это стоит нынче больших денег, и если бы не его меценатская душа, то так и разбивалась бы фантазия художника о финансовые рифы.

Мрамор – материал долговечный, фундаментальный. Кто знает, может, лет через двести легкомысленный турист, проходя древним бийским парком,  прослушает через аудиогид проникновенную историю о выдающемся скульпторе XXI столетия… Со льдом все проще и сложнее одновременно.

– Ледовая и снежная скульптура режется легче мрамора, но век ее недолог, до весны, – сравнивает мастер два материала, две стихии. – Лед и снег идеальны для создания шоу, чем, по сути, и является фестиваль. Но и в скоротечные зимние работы души нужно вложить не меньше, чем в мрамор. Пока я работаю над образом, ни о чем другом думать не могу. Иначе фальшиво, халтурно выйдет. А зрителя обижать халтурой нельзя.

Вверх ногами

Еще в детстве ученик школы села Зайцево Тальменского района Коля Порубов отправлял свои рисунки на краевые детские конкурсы. Самая первая его скульптура – обычная агитка, иллюстрация к стенду «Их воспитал наш круг». Вторая – выструганная из березового полена скульптура «Мальчики смотрят в небо». Премьерный взрослый монументальный проект – барельефы спорткомплекса «Заря» в Бийске. В промежутке между двумя этими периодами – увлечения сельского парнишки от пасторальных пейзажей до романтики в стиле обожаемого им Грина. Он, кстати, и подвиг будущего скульптора к поиску средств выражения собственных мыслей через стилизацию, научил шифровать их в мелочах, деталях. Зритель умный, он поймет… Вселенские образы – через понятное всем. Малыш, для которого природа – детская комната, а земля и небо – уютное лоскутное одеяльце. «Богородица» почти каноническая, все прощающая и понимающая и похожая при этом на самую обычную жительницу Бийска. В работах Порубова – космос, небесный дух, водная стихия планеты, древние города, девственные леса. «Я немного мистик, и мне близка космогоническая теория возникновения нашей планеты и человека», – говорит о себе скульптор.

Со временем стали удаваться вещи, с точки зрения далекого от искусства человека, фантастические. Можно, оказывается, нарисовать объемную картину и скульптуру сделать так, что она будет выглядеть плоской. Или есть еще у Порубова такой приемчик. Пока работает, время от времени переворачивает работу вверх ногами. И тогда в этой измененной реальности проявляются новые линии сюжета, не замечаемые прежде.

«Батька Махно»

Видеть в деталях главное, большое он научился у своего деда по материнской линии сельского кузнеца Филиппа Лаврентьевича Митковского. Правда, тот и сам не подозревал, что растит художника. Просто брал внучонка с собой в кузню, и тот наблюдал, как дедовские руки с помощью нехитрых инструментов из бесформенного сырья создают плуг, или причудливую вязь чугунной ограды,  или деталь для трактора. Но путевку в жизнь ему дал «батька Махно», его армейский командир. Старший лейтенант Владимир Махно, заприметив способного бойца, определил его в полковой клуб художником. Так солдат получил доступ к библиотеке, книгам и альбомам иллюстраций. Воинские плакаты у рядового Порубова получались не дубовыми – в них чувства и эмоции жили. «В армии старлей Махно был единственным моим поклонником», – смеется художник.

С армией связана история, которая, дойди она до начальства, могла очень плохо кончиться для Николая. Для ленинской комнаты он лепил бюст Ленина, а сослуживцы помогали. Когда все уже было почти готово, скульптор оставил свое творение и отправился в казарму спать. А когда вернулся утром, выяснил, что помощники его, которые ночью не спали, «перестарались». К знакомому каждому советскому человеку лицу вождя пролетариата они приделали чапаевские, лихо закрученные усы.

Его армейский командир настаивал, чтобы после дембеля Николай шел учиться на художника. Но лишь когда ему стукнуло 28, он попал на худграф, да и то ненадолго. Решив, что изучение основ марксизма-ленинизма и азов ИЗО рядом со студентами-школярами для него бесполезная трата времени, ушел, отучившись два курса.

Его учила жизнь, и на главных ее уроках он усвоил: если ты свой в мире образов и фантазий, тебя примут и без диплома об окончании вуза. Ведь у Порубова, как у Вознесенского, «стихи не пишутся, стихи случаются».

И еще одна догадка поразила, когда я всматривалась в его Гуттиэре и Ихтиандра. А ведь и сам скульптор в некотором смысле человек-амфибия. Как Ихтиандр без океана, так и он не выживет без придуманного и сотворенного им самим мира.

Справка
Художник и скульптор Николай Порубов родился 20 июня 1954 года в селе Зайцево Тальменского района. В Бийск переехал в середине 70-х годов. Его персональные выставки проходят в городах края. Неоднократный участник и победитель международных сибирских фестивалей снежной скульптуры, симпозиумов каменной и деревянной скульптуры. Женат, воспитал троих детей.

Фоторепортаж