«Битва за Москву» развернулась в барнаульской школе № 53

09:00, 08 июня 2019г, Образование 1705


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В прошлом году музей принял инсталляцию, работавшую в ТЦ «Праздничный» и за ненадобностью чуть не оказавшуюся разрозненной по составным частям.

Первое краевое детско-родительское собрание прошло на базе школы № 53 в День защиты детей. Несколько интерактивных площадок не оставили равнодушными ни присутствующие семьи, ни высоких гостей, среди которых были зампредседателя Правительства Алтайского края Ирина Долгова, врио уполномоченного при губернаторе по правам ребенка Ольга Казанцева, председатель комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания Татьяна Ильюченко. А школьный музей и его руководитель – учитель труда Олег Рыжиков удостоились особых оценок.

Об ухватах и фуражках

Музей истории школы есть, наверное, в каждом учебном заведении. Однако мало в какой он развернут в целый музейный комплекс. Здесь есть фотографии и самые настоящие экспонаты: глобус, по которому азы географии постигали родители, а в некотором случае бабушки и дедушки нынешних учеников, ранцы, форма, игрушки и даже бутылки в авоське как символ ушедшей эпохи. Любой зал может стать пособием для изучения истории страны, края и родного города.

Вот уголок деревенской избы. Печку для нее ребята на уроках труда сделали сами из ДВП, обмазали шпатлевкой. Расставили чугунки, разыскали ухват. От настоящей и не отличить. Олег Рыжиков говорит, что в «Музейную ночь» здесь самое популярное место в школьном музее. Хозяйки, настоящие и будущие, пытаются освоить нехитрую науку – поставить чугунок в печь и вытащить из нее.

Ребятишки с удовольствием рассматривают утюги царского и советского периодов, мирно уживающиеся на одной полке. Мужчины на лавке примеряют казачью фуражку и фотографируются.

Рядом – экспозиция об истории Барнаула от Акинфия Демидова до наших дней. Здесь не только открытки и личные вещи горожан. Невольно останавливаешься перед вещицами с территории сереброплавильного завода – замочки, ложки, кирпичики, гвозди. Недалеко «Барнаул промышленный». Даже выходящие трубы отопления стилизованы под заводские.

Наш экскурсовод останавливается перед стендом, посвященным войне 1812 года.

– Многие удивляются: «А что, Барнаул участвовал в битве с Наполеоном?» Ну как же он мог не участвовать, если был основан в 1730-м, как он мог в принципе не участвовать? Приходится рассказывать: «Да, участвовал,  наши земляки защищали батарею Раевского».

Не люблю суррогат

При музее действует культурно-историческая студия «Былое незабытое». Ребята, неравнодушные к истории, шьют одежду, соответствующую эпохе. Началось это все с Бородинского сражения.

– Костюмы должны быть настоящими. Если мы показываем исторические костюмы, то все должно быть достоверным. Вот такая мелочь, как пуговица, может испортить все впечатление. К примеру, вот видите – форма времен Великой Отечественной войны, значит, пуговица должна быть со звездочкой, – показывает Олег Рыжиков.

В реализации этих идей помогает еще одно увлечение необычного трудовика. Он коллекционер-антикварщик. Поэтому все, что можно приобрести в антикварных магазинах, он ищет и находит. Потому что звездочки из фольги и современные пуговицы на гимнастерках считает в лучшем случае потешными. «Суррогатов я не допускаю», – сообщает он. Но если в случае с относительно недавними событиями Второй мировой это просто, то с наполеоновским периодом пришлось гораздо сложнее. Сабли, награды и пуговицы дети чеканили самостоятельно под руководством все того же неугомонного Рыжикова.

– Мы в 2014 году стали инициатором и организатором реконструкции штурма безымянной высоты, которая прошла на площади Сахарова. Мы воспевали подвиг 18 героев. Этому событию предшествовала большая подготовка. Ребята на уроках труда делали автоматы, форму нам шили и немецкую, и советскую. Учитель физкультуры Артем Сергеевич Абрамов играл младшего лейтенанта Порошина, а мне пришлось облачаться в образ немецкого офицера – наши дети никак не хотели надевать немецкое обмундирование, возмущались: «У меня прадед в концлагере погиб, а вы меня в немцы определили!»

Здесь нелишне будет описать самого учителя труда Олега Рыжикова. И, пожалуй, точнее всего это смогла сделать директор школы Юлия Галкина:

– Пришел к нам Олег Сергеевич просто по объявлению на должность учителя технологии. Немного чудаковатый, но я рада, что мне удалось разглядеть в нем творческого человека с горящими глазами. Но даже в тот момент, когда он попросил разрешения заведовать школьным музеем, я и подумать не могла, что из двух небольших залов у нас развернется целый комплекс. Просто все, за что берется, он доводит до конца.

Вторая жизнь

Теме Великой Отечественной здесь уделено особое внимание. Поэтому, когда полюбившуюся барнаульцам панораму, посвященную битве за Москву, решили убрать из ТЦ «Праздничный», в школе решили дать ей вторую жизнь.

– Я вхожу в попечительский совет фонда депутата Государственной думы Александра Прокопьева. Когда я узнала что 3D-панорама будет демонтирована, то мне захотелось некоторые экспонаты приобрести для школьного музея. Но выяснилось, что ее никто не берет и ее попросту уничтожат. Я считаю, что такие вещи должны жить, мы от школы попросили Александра Сергеевича передать ее нам, – рассказывает Юлия Галкина.

При перевозке многие экспонаты пришли в негодность. Олегу Сергеевичу вместе со школьниками пришлось собирать экспозицию практически с нуля. Однако данное себе обязательство открыть панораму накануне 9 Мая здесь выполнили. Чуть больше месяца активисты буквально пропадали в подвальном помещении школы,  где и располагается музей. В итоге каждый посетитель из чистеньких и нарядных комнат через стилизованный блиндаж попадает на настоящее поле битвы. Скрипят под ногами земля,  камни. Прожекторы выхватывают перекошенные лица кукол-бойцов. На заднем плане танк. Даже не верится, что некоторое время назад здесь располагался уютный хореографический класс с зеркалами и станками.

– Желающих помогать было много. Откликнулась практически вся школа. Я взял 12 старшеклассников, с которыми мы делали основную работу. Например, собрали немецкий легкий танк Т-III. Открою вам секрет – это макет, только траки у него настоящие. С другой стороны, был бы настоящий, как бы мы могли его затащить сюда? – смеется он.

Любимого учителя ждут несколько школьников. Это постоянные посетители музея.

– Вот в той комнате видели маленькие модели танков? Это мы сделали, – хвастается одна из второклассниц. – Мы ходим на кружок «Очумелые ручки». Да я вообще очень люблю ходить в музей. Моя бы воля – вообще б здесь все уроки прогуляла!

Выходя из зала, думаю: как здорово иметь такой вот педагогический ресурс! На что сразу же получаю возражение директора.

– Это не просто педагогический ресурс. Дети могут посмотреть, каково лицо настоящей войны. Я наблюдала: никто из посетителей не выходил из этого зала без сильных эмоций. Но ведь это еще и удивительная возможность проводить уроки истории. Ведь когда ты читаешь о каком-то событии в учебнике истории, ты воспринимаешь его как что-то далекое и не всегда реальное. Но стоит посетить эту экспозицию да еще и послушать 20-минутную экскурсию по ней – впечатления остаются на всю жизнь, – говорит Юлия Галкина.

Недаром за год работы панорамы в музее барнаульской школы побывало громадное количество делегаций, в том числе из-за рубежа. Но активисты музея пошли дальше. Они приготовили самостоятельную экскурсию. Дети рассказывают детям об ужасах войны. И эта информация воспринимается ровесниками уже на новом уровне. А это, считают в школе, и есть самое настоящее патриотическое воспитание.

Фоторепортаж