Как происходит патентование алтайских брендов

17:45, 06 сентября 2023г, Общество 790


Как происходит патентование алтайских брендов Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Барнаулец Александр Франц почти два десятилетия занимается созданием и регистрацией в Роспатенте торговых знаков для различных товаров и услуг. Получая заказы даже из Испании или Калифорнии, он считает, что все наши местные продукты должны давно получить достойное имиджевое оформление, чтобы и содержание, и форма были на самом высоком уровне.

Не только мёд

Как известно, в 2015 году Роспатент зарегистрировал наименование места происхождения товара (НМПТ) «Алтайский мёд», чтобы защитить нашу самую известную продукцию. Чтобы вслед за медовым брендом появился и охраняемый товарный знак «Алтайский сыр», нужно, по мнению эксперта, совсем немного.

– Просто все работающие на этом рынке продукции должны, как и пчеловоды, осознать существование своих корпоративных интересов, – считает Александр Франц. – Нет смысла регистрировать НМПТ для кого-то одного. Это было бы слишком жирно и несправедливо. С правами на названия сыров традиционно существуют проблемы. Например, в Москве есть завод экспериментальных сыров «Карат». Там проходили раньше «обкатку» все новые рецептуры сыров. На этом старом предприятии, теперь приватизированном, были в годы перестройки зарегистрированы товарные знаки «Янтарь», «Дружба» и другие названия советских плавленых сырков. «Карат» потребовал от всех других заводов платить за использование названия или отказаться от выпуска продукции с такими товарными знаками. Кто-то стал платить, а кто-то поменял название «Янтарь» на «Ялик». Потребитель наш был тогда еще прост: если видел знакомый шрифт с названием на ту же букву, то не замечал разницу. Принципиальные производители добились ликвидации товарных знаков у «Карата». Позже знаки все же решением суда восстановили у москвичей. Этот спор за советские марки сыров с разной степенью успешности тянется уже десятилетия.

Со сменой поколений прежние, гремевшие в советские времена торговые марки ничего не говорят новым потребителям. Поэтому за некоторые из них нет смысла бороться. Но есть и такая форма заявки на регистрацию товарного знака как коллективный товарный знак. В этом случае инициатива исходит от нескольких юридических лиц. Есть при этом даже специальный устав коллективного знака. Казалось бы, вот он, удобный для многих вариант создания товарного знака «Алтайский сыр».

– Руководитель Роспатента Борис Симонов помечтал однажды в нашем разговоре о бренде на сыр, чтобы краевая администрация выступила инициатором «расчистки» рынка от псевдоалтайских сыров, не имеющих отношения к нашему краю, – отмечает Александр Франц. – Я позже обращался письменно к губернатору Александру Карлину. Но получил ответ:  «На эти цели расходы не предусмотрены».

Сейчас любое предприятие в России, выпуская сыры с определенной жирностью, может написать на их упаковке слово «алтайский».

– Это нельзя запретить, – сожалеет Александр Франц. – Если регистрировать НМПТ «Алтайский сыр», то в условиях нужно писать: «Производится только из молока алтайских коров, и только на территории Алтайского края происходила переработка и получение готового продукта». Но этого не будет до тех пор, пока некоторые наши сыровары не перестанут активно бодяжить сыры с использованием пальмового масла.

Еще в начале нынешнего века регистрацией патентов и товарных знаков в Барнауле занимались в Алтайском центре научно-технической информации (ЦНТИ) и торгово-промышленной палате.

– Очень помогли мне ценные советы и консультации Галины Сушковой, ведущего специалиста из ЦНТИ, – вспоминает Александр Франц. – К сожалению, эпоха былой разветвленной сети таких центров ушла. В Сибири их останется всего два – в Новосибирске и Красноярске.

Как не стоит называть

Наши предприниматели, которые хотят зарегистрировать как товарный знак свой продукт или услугу, иногда придумывают броское название.

– Часто начинаешь проверять и оказывается, что такой товарный знак на просторах России уже есть, – замечает Александр Франц. – Локальной регистрации в стране нет. Если подал заявку в Воронеже или Москве, и ее одобрили и зарегистрировали, то этот товарный знак будет охраняться на всей территории России. Что в таких случаях совпадения названий делать? Если продолжать использовать понравившееся название, нужно быть готовым к тому, что придется заплатить компенсацию до 5 млн рублей за незаконное использование чужого, уже зарегистрированного товарного знака. А физические лица наказываются тюремным заключением сроком до шести лет. И неважно, знал ли предприниматель о существовании товара-«тезки».

За конфликтными примерами далеко ходить не надо. Многим специалистам памятна ситуация, когда в магазинах «Мария-Ра» продавали торт «Смешарики». Это привело к штрафу. С наказанием юридических лиц арбитражные суды в стране уже наработали практику.

Справка

Александр Франц начинал работу как бренд-менеджер торговой сети «Мария-Ра». В 2004 году основал собственную компанию по брендингу и защите интеллектуальной собственности, которая зарегистрировала более 300 российских и международных товарных знаков, около 100 патентов.

Фоторепортаж