Больше сберегают, чем берут в долг

16:45, 30 июля 2015г, Экономика 1156


Больше сберегают, чем берут в долг Фото №1

Управляющий Алтайским отделением 8644 Сбербанка России Максим Волков 28 июля дал первую пресс-конференцию в новой должности. До этого он почти год исполнял обязанности управляющего после ухода на повышение Татьяны Черниковой.

Максим Волков подвел итоги первого полугодия, обозначил основные тренды на рынке кредитования и рассказал о новых услугах банка.

В этом году штатная численность персонала, несмотря на кризисные явления, не изменилась, оставаясь на уровне 4,2 тыс. человек. Банк остается крупнейшим игроком на рынке корпоративных кредитов (около 40 млрд руб.), присутствует в 90% муниципальных образованиях края.

На конец первого полугодия депозиты предприятий составили – 19,8 млрд. руб., средства граждан – более 90 млрд руб., кредитные портфели находятся на уровне 36,9 млрд руб. и 63,3 млрд руб. соответственно. За полугодие банк имеет положительный финансовый результат.

Доля кредитования на рынке физлиц у Алтайского отделения банка выросла с 36 до 43%. На рынке привлечения оно занимает 68% и удерживает примерно этот показатель последние 4 года. Рынок кредитования юридических лиц занят на 23%. Рынок привлечения – на 46%. То есть хранить свои деньги жители края и Республики Алтай предпочитают в Сбере, а занимают больше в других банках.

По сравнению с прошлым годом объемы кредитования значительно упали из-за повышения ставок и более осторожного поведения потребителей. Они больше сберегают, чем берут в долг. Объем депозитов за полгода вырос больше чем на миллиард. Эту модель поведения Волков считает естественной для кризисного периода в экономике. Такая тенденция наблюдалась и в предыдущий кризис 2008 года.

В наибольшей степени замедлилось потребительское кредитование. В период острой фазы, когда ставки доходили до 36%, спрос на них упал. Теперь он постепенно возвращается, с июня наблюдается прирост кредитного портфеля. Это объясняется постепенным снижением уровня процентных ставок. И для кредитов с обеспечением минимальная ставка опустилась до 16,5%. Это близко к докризисному уровню. Правда, претендовать на такие проценты могут самые надежные клиенты с коротким сроком кредитования.

Между тем высокими темпами растет просроченная задолженность граждан по потребительским кредитам. Это вызывает беспокойство у менеджмента банка. При этом за ипотечные кредиты люди рассчитываются аккуратно.

Корпоративный сектор

В корпоративном секторе кредитный портфель продолжает падение, несмотря на удешевление денег с 17,8 до 15,7% для крупного и среднего бизнеса. Некоторым предприятиям сегодня выдают кредиты под 12,6-13%. Для малого бизнеса ставки снизились за полгода с 22,3 до 19,2%.

Банк прилагает усилия для разворота этой тенденции. В задачу каждого руководителя Сбера поставлен рестарт кредитования. Для этого приходится работать индивидуально с каждым клиентом. Но далеко не всегда такие попытки увенчиваются успехом. Экономическая ситуация в стране слишком тревожная, чтобы брать новые, особенно длинные кредиты.

– Я очень надеюсь, что в этом квартале мы повторим ту динамику кредитования, которая у нас сложилась по физлицам, – пообещал Максим Волков.
Управляющий отметил, что его отделение выполнило собственный план по выдаче средств на весенне-полевые работы аграриям на 172%. Крестьяне получили 560 млн руб. Он напомнил, что по-прежнему для сельхозпроизводителей ставки на 1 процентный пункт ниже, чем прочие кредиты.

Ситуация с просрочкой у юридических лиц похожа на ту, что есть у граждан. Особенно быстро плохие долги растут у малого и микробизнеса. Но Волков оговорился, что отделение укладывается по просрочке в плановые показатели, определенные для него центральным аппаратом. Ситуация в целом под контролем.

Удалённые сервисы

Касаясь удаленных сервисов для физических лиц, спикер отметил, что они находятся в фокусе внимания руководства банка. Их число растет, и уже более четверти платежей по ЖКХ происходит удаленно, либо при помощи автоплатежа, либо с помощью услуги Сбербанк-онлайн. Количество банкоматов остается примерно на прошлогоднем уровне.

На 1 июля в отделении функционирует 606 внутренних структурных подразделений в 80 муниципальных образованиях. Проект «Электронная деревня» вместе с администрацией края и операторами связи расширен за полгода с 59 до 64 сел.

Два месяца назад начали работу восемь мобильных офисов, или передвижных пунктов кассовых операций (ППКО). Сейчас у отделения их 12, они обслуживают 94 населенных пункта, приезжая по определенному графику. Количество услуг, которые могут предоставлять ППКО, больше, чем в стационарном сельском офисе, например,  можно совершать операции с банковскими картами.

Конечно, жителям таких сел надо заранее планировать свои походы в банк, а тот, кто не хочет планировать, пусть пользуется удаленными каналами, посоветовал управляющий отделением.

На вопрос «АП», собирается ли Сбербанк с помощью мобильных сервисов осваивать оставшиеся 10% сел и деревень, Максим Волков сказал, что это будет зависеть от экономической эффективности такого присутствия и способов обслуживания на селе.

– Мы регулярно этим занимаемся и будем считать: одно дело – стационарный филиал, другое – «Электронная деревня» и доставка жителей автобусом к банкомату, – сказал он. – В ближайшие месяцы не планируем вводить новые мобильные офисы. Мы следим каждый день, сколько клиентов ими было обслужено и каково его качество. На мой взгляд, ничего критичного нет. Иногда не бывает связи, неожиданно увольняется водитель, но такие ситуации бывают крайне редко. Обычно к концу дня не остается необслуженных клиентов.

Волков уточнил, что после ввода мобильных офисов нет таких сел, откуда бы ушел Сбербанк. Более того, в семи селах он появился.

Фоторепортаж