Бонни и Клайд Страны Советов

14:30, 28 октября 2016г, Общество 1676


Бонни и Клайд Страны Советов Фото №1

Полгода назад любителям детективных сериалов велели ждать продолжения приключений майора Черкасова из МУРа. И они честно ждали. Запасались валерьянкой и нервно следили, где премьера выйдет раньше, на 1-м канале или в Инете.

Восемь серий «Шакала» – продолжение «Палача», «Мосгаза» и «Паука». Сюжет стандартный. Следственная группа Московского уголовного розыска во главе с майором Черкасовым идет по следу налетчиков, беспощадно убивающих всех, кто встанет на их пути. От прежних сценариев «Шакал» отличается тем, что бандиты одеты в милицейскую форму, разъезжают на «бобоне» с мигалкой и стреляют из автоматов Калашникова.

Потрепанный жизнью, но так и не «доросший» до звания подполковника главный герой Иван Черкасов со своей командой зрителям уже знакомы. Смена состава – лишь у «плохих» персонажей.

С первых кадров понятно, что красной краски на съемочной площадке – просто завались. Доктор Мориарти, Ганнибал Лектер и Фредди Крюгер вместе взятые – просто пубертатные пацаны по сравнению с бандой молодых отпетых преступников, терроризировавших Москву в начале семидесятых.

Вроде, по всем узнаваемым чертам создатели ленты замахнулись на хоррор, затягивающий, психологический. Но к чему тогда самодеятельный театр с горой трупов, которыми, видимо, и планировалось дергать за нервы зрителя? Да и МУР какой-то детсадовский. Бандиты убивают москвичей направо и налево, а милиция в ступоре, «не может найти зацепок».

Сюжет, конечно, вымышленный. Википедия пишет, что не было такого в истории Москвы, во всяком случае, в эру развитого социализма. Но типажи, образы – корневые и даже хтонические для нашего общества.

Психопат Павел (актер Андрей Феськов) убивает людей потому, что ему нравится сам процесс. Мажор Илья Либовский (Павел Чинарев) – ему все можно, ведь он родился с золотой ложкой во рту. Рецидивист дядя Миша Подколзин (Юрий Ицков) в банде по призванию. Яркие отрицательные персонажи – Нюра Горбатова (Александра Бортич) и ее жених Сергей Матюшин (Сергей Белов) – Бонни и Клайд Страны Советов, феномен популярности которых одновременно невероятен и объясним. Это обернувшаяся отвратительной пародией попытка высокой трагедии влюбленных, в которой не может быть хэппи-энда. Желание адреналина, которого не хватает в серой жизни с мамой и соседями по коммуналке. И если уж из нее не выбраться, то можно попробовать хотя бы раскрасить…. В цвет крови. Милая девчушка с лицом ангела в форме милиционера врывается в ювелирный магазин, эффектно вскидывает АКС, и – та-та-та-та-та!

Тем зрителям, которые помнят 70-е, очевидны нестыковки по артефактам эпохи. Так, странновато смотрятся рядом «Жигули»-копейка и новый «Москвич – 407». Действие «Шакала» происходит в 1972 году, то есть «ВАЗ» уже работает, а 407-ю модель больше не выпускают. Стало быть, в кадре имела право появиться старая машина. Видимо, какой реквизит нашли, тем и воспользовались. Вызывают большие сомнения диалоги противостояния председателя КГБ Андропова с министром внутренних дел Щёлоковым. Конфликт интересов между ними действительно имел место быть, но позже. Этот веер неточностей мешает воспринимать сюжет с четким указанием времени событий, хотя и простителен, наверное, для криминального фэнтези.

Лично бы обратилась к актеру Жигунову с такими словами: «Сергей, ну куда вам с вашей добродушной физиономией в «Шакалы». Да, главарем банды оказался полковник ОБХСС Ткач, несколько затянутая интрига завершилась все же звонким «Та-дам!».

Самое большое разочарование «Шакала» – криминалист Соня Тимофеева (актриса Марина Александрова). Как зазевавшемуся впереди водителю на загоревшемся зеленом, все хотелось ей крикнуть: «Ну ехай уже!». От мизансцены к мизансцене она просто проговаривает текст. Провалы темпоритма фильма выравнивает лишь сильная игра Андрея Смолякова. Правда, в отличие от майора Черкасова, в трех предыдущих частях цикла в «Шакале» у него получилось нечто среднее между Глебом Жегловым и комиссаром Каттани.

В общем и целом фильм правильный. Сколько ни вытаскивай на свет белый пороки души человеческой, мир держится на противоположностях. Одни, жадные до наживы, как Тоня Говоркова, героиня Анны Котовой, ради денег не жалеют родных мужей. Другие, как верная офицерская жена Маргарита, точно угаданная Даниэлой Стоянович, обретают заслуженное счастье.

Фоторепортаж