Что такое суррогатное материнство и как к нему относиться?

00:00, 04 марта 2011г, Общество 6339


Что такое суррогатное материнство и как к нему относиться? Фото №1

В наше время истории женщин, давших жизнь чужим детям, стали реальными, и что такое «суррогатное материнство» знает любой человек. Теперь для одних это единственный шанс иметь своих генетических детей, для вторых – жест благотворительности, по оценкам третьих – бизнес.

«Стану суррогатной мамой. Опыт имею. Три раза успешно была на данной программе. Родила двух девочек и одного мальчика. Мне 31 год, замужем. Есть малыш…» Интернет пестрит подобными объявлениями. Как правило, контрпредложение находится тут же: «Ищем суррогатную маму, очень хотим своего малыша».

Но не все, оказывается, так просто: суррогатной мамой может стать далеко не каждая женщина. Необходимо не только физическое здоровье, важно также, чтобы она была еще и честной. Знающие люди советуют: чтобы не ошибиться в выборе и не натолкнуться на такую, что будет вести нездоровый образ жизни во время беременности или вдруг превратится в вымогательницу, лучше обратиться в специальное «кадровое агентство» сурмам. Это позволит свести риск к нулю.

Среднестатистический портрет

- Наши суррогатные матери – это обыкновенные женщины, способные, с одной стороны, понять желание бесплодной женщины иметь генетически своего ребенка, с другой - получающие возможность зарабатывать таким, пусть не совсем обычным способом, чтобы поднять собственных детей, – говорит директор Сибирского центра суррогатного материнства Катарина
Картамышева.- В нашем центре подбирают женщин репродуктивного возраста, уже имеющих своих детей. Каждая проходит строгий отбор. Тщательно проверяется здоровье: проводится до 15 видов различных обследований.

Очень важный момент - психологическое тестирование. Оно проводится по тестам, специально разработанным психологами и психиатрами, для подтверждения того, что кандидатка психически здорова и морально готова стать сурмамой. Иногда желание женщины поучаствовать в программе может быть связано со стрессами, вызванными различными жизненными обстоятельствами. Например, разводом или смертью близкого человека. Но женщин в состоянии стресса мы не допускаем до участия в программе, предлагаем пройти тест повторно через полгода. Еще ни одна из отсеянных не возвращалась. Значит, мы поступаем правильно.

Будущая сурмама обязательно заполняет подробную анкету с указанием различных сведений о себе, членах семьи, родственниках. Анкеты подвергаются обязательному кураторскому контролю и выборочной проверке информации, указанной в анкете.

Если вскрывается ложь, мы с кандидаткой не сотрудничаем. Если препятствий к заключению договора о суррогатном материнстве не выявляется, то остается еще одно обязательное условие: муж должен прийти в наш центр и дать письменное согласие на вынашивание женой чужого ребенка, даже если брак гражданский.

Посредник

- Если выбор сурмамы такой сложный процесс, то нельзя ли поступить проще – обратиться к тому, кого ты давно знаешь и в ком уверен, – к подруге, сестре или в крайнем случае к собственной матери, - задаю вопрос Катарине, - ведь в мировой практике такие случаи совсем не редкость. Да и для тех, кто ограничен в финансах, это тоже неплохой выход. Если я не ошибаюсь, минимальное вознаграждение суррогатной матери на сегодня составляет около полумиллиона рублей, и это без дополнительных неучтенных затрат и ежемесячной поддержки. А родственницы, как правило, вынашивают бесплатно.

- Да, родственники нередко приходят на помощь – сестра или мама готовы оказать такую услугу близкому человеку. Но и здесь есть свои подводные камни. Все, казалось бы, хорошо, но нет никакой гарантии, что в будущем женщины никогда не поссорятся и что не расскажут ребенку, кто его носил. Очень сложно перебороть и ревность: генетической матери может показаться, что сестра или мать как-то «не так» смотрит на ребенка и ведет себя с ним как «со своим». Отношения близких людей в таких случаях портятся. Это уже проверено многолетним опытом. Поэтому лучше, когда все происходит в формате «заказчик – исполнитель». В этом случае, как только ребенок будет передан генетическим родителям, стороны расстаются, и все.

Катарина Картамышева рассказывает, что за два года существования центра с его помощью на свет появилось больше десяти малышей. Количество зарегистрированных в базе данных сурмам намного больше. Директор без труда рисует словесный портрет идеальной суррогатной матери:

- Это женщина в возрасте 26-32 лет, среднего роста, средней комплекции, имеющая одного или двух детей (чем больше, тем лучше, тогда больше шансов, что она не оставит себе вынашиваемого ребенка). Она практична в жизни и прагматично оценивает свою ситуацию. Самостоятельна в суждениях и не зависит от чужого мнения. Очень важна мотивация, «ради чего она идет на эту программу»? В 90% случаев – это стремление сурмам прокормить своих детей, получить квартиру. Бывают случаи (но реже), когда женщина участвует в программе суррогатного материнства, чтобы оплатить операцию мужу или другим родственникам. Нам это понятно: другого способа заработать у нее просто нет. И мы уверены, что в таком случае она будет стараться всеми силами, чтобы эта беременность прошла благополучно и хорошо завершилась.

Сурмама

Марина полностью подходит под описание идеальной суррогатной матери. У нее двое детей. Ребенка для бесплодной пары вынашивает уже в третий раз. Она спокойно, без лишних эмоций вспоминает, как это случилось впервые:

- Я была в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, которому в то время было всего два месяца, когда на заводе, где мы с мужем работали, прошли массовые сокращения и мы оба под них попали. Можете представить, каково было наше состояние – и душевное, и материальное. Родственники старались кто чем мог поддержать. Как-то зять, ботаник по специальности (он тогда писал диплом о программах репродукции за рубежом), упомянул в разговоре, что в Америке есть донорство яйцеклеток и спермы. Я удивилась: а почему у нас нет? На что зять сказал, что такое донорство есть и у нас в стране, и в том числе в Барнауле. Он даже сказал, где. Я туда обратилась, сначала стала донором яйцеклеток, а потом, узнав о программе суррогатного материнства, стала ее участником.

Над этим Марина раздумывала недолго: чтобы принять решение, хватило полутора часов, в течение которых добиралась от центра до дома. Когда сообщила мужу, он высказался против, пригрозил разводом.

- Я ответила: «Тогда разведемся. Либо сейчас, и я пойду на программу одна, либо оформим развод через полгода, потому что жить в таких условиях, как у нас, невозможно». В трехкомнатной квартире мы жили, как в коммуналке: мы с мужем и двумя детьми, да брат с женой и ребенком. И перспектив изменить ситуацию, особенно учитывая безденежье и безработицу, не было никаких. Конечно, развестись недолго, но уступить – решиться непросто. В тот раз мужу пришлось уступить. Скрипя зубами, он терпел. До сих пор мы живем с ним вместе. Но каждый раз, перед тем как пойти на программу, я снова и снова его уговариваю не один день.

Кроме мужа, о затее Марины знала только мать. Это известие она восприняла со слезами:

- Да, мама сначала заплакала, но потом сказала, что если бы могла, она сама бы стала сурмамой. Кстати, большинство знакомых мне женщин, близкого маминому возраста (48 – 55 лет), относятся к этой программе положительно и сами хотели бы поучаствовать, если бы позволяли годы.

Решившись однажды на смелый шаг ради решения жилищной проблемы, Марина вынуждена была пойти на суррогатную беременность повторно, потому что не видела других способов хоть как-то улучшить материальное положение семьи.

- А сомнения в правильности поступка хоть раз возникали?

- Какие сомнения? Если я для себя решила, значит, им нет места. Можно ведь пожизненно сомневается, да так ничего и не добиться.

- И даже когда расставалась с ребенком, которого столько носила? Не жалко было?

- Да на тот момент у меня за своим-то пеленки-ползунки не высохли, и принести его было некуда, и кормить нечем. Да и о чем жалеть? Я же знаю, кому этого ребенка передаю, и уверена, он будет любим, может, даже больше, чем некоторые рожденные естественным путем, потому что настолько этот малыш долгожданный. Его будут холить и лелеять, возможно, даже слишком, хотя при этой мысли мне становится за таких детей страшновато, ведь излишества вредны во всем, даже в добродетели. А так… Вы бы видели этих мамочек, когда они начинают умиляться полученным на руки деткам: «Ой, у него глаза мои! Он улыбается!!!» К этим женщинам приходит наконец долгожданное счастье материнства. Разве можно им в этом отказывать? А себе оставлять… Какое я имею на это право, если точно знаю, что ни одного моего гена там нет. Зарождением жизни он обязан родному отцу и матери, а я только помогла ему развиться и появиться на свет

Вот только одно меня смущает: все, что от меня зависит, я стараюсь дать этому ребенку, ношу его под сердцем, а родители, едва дождавшись малыша, тут же бегут нанимать ему нянек, потому что им некогда, у них карьера. Вопрос: зачем им тогда вообще дети нужны?

Генетическая мать

Опираясь на опыт работы центра, Катарина Картамышева набрасывает еще один социальный портрет женщины, обратившейся к услугам учреждения:

- Успешная бизнес-леди лет 38-40, положившая годы жизни на карьерный рост. Как правило, имеет благополучную семью, в которую дети вписывались с трудом. Вначале – из соображений «не хочу, не надо, некогда», потом – «успею-успею», а когда решила, что пора, оказалось, «не могу»…

Ольга, казалось бы, соответствует портретному наброску, сделанному Катариной. Молодая женщина успешна в карьере, счастлива в браке. Вот только на сотрудничество с сурмамой ей пришлось пойти совсем по другой причине - в тот момент у нее уже были три красавицы-дочки, но им с мужем очень хотелось мальчика.

- Сама родить не могла – у меня было несколько кесаревых сечений. Прибегли к помощи сурмамы, но у нас родилась четвертая девочка. И мы ее также безумно любим.

- За что вы больше всего волновались, когда ждали свою малышку?

- Я не знаю, каким словом определить чувство, которое испытала в первое мгновение, как мне дали девочку на руки. Сразу поняла, что это мое. Хотя частенько думала, как я это перенесу заново - ведь как с детьми обращаться не помню, старшей дочери уже 23. Ан нет, все само вспомнилось. И никакого значения не имеет, как моя доченька появилась на свет…

Анна, 42 года, не может иметь детей:

- Не нужно портить наш народ! Уже и так, спасибо, испортили его сексуальной революцией. А суррогатное материнство, на мой взгляд, - продолжение разрушительных действий, продолжение вырождения нашего общества. Я вижу в суррогатном материнстве последствие растления нравов. Нас не смогли убить настоящим оружием, так стали изводить изнутри. Детей, которых мы рожаем, нужно достойно воспитывать и поднимать. Стоит задуматься, почему нищета вокруг, почему так много неблагополучных семей, почему процветают алкоголизм, курение. Пусть государство вот эти проблемы решит, тогда и рожать будут смелее. И за будущее детей не будет страшно.

Игорь, 20 лет, студент:

- Суррогатное материнство – это единственное спасение для России. Если у нас не будет своих детей, то нам на смену придут китайцы.

Наталья, 31 год, мать двоих детей:

- Люди должны созреть к таким вещам. Все равно, думаю, женщина, которая «заказала» себе ребенка, постоянно будет помнить о том, что это не она его носила, что не смогла сама родить. А потом, если начнутся трудности с воспитанием, кто поручится за то, что она не спишет свои проблемы на суррогатную мать?

Дарья, 22 года, студентка:

- Очень странно и грустно получается: если женщина рожает ребенка, то ей его очень сложно содержать, приходится перебиваться с копейки на копейку. А если она занимается карьерой и добивается успеха, то времени на детей совсем не остается...

Дмитрий, 35 лет, юрист:

- Суррогатное материнство? А почему бы и нет! Для женщины главное – дети. И если она в силу определенных обстоятельств сама родить не может, но ей предоставляется возможность иметь своего ребенка, пусть и таким не совсем привычным способом, то ей обязательно нужно воспользоваться!

Справка «АП»
Суррогатное материнство — технология репродукции человека, при которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ребенка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребенка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать. Беременность у сурмамы наступает после переноса эмбриона, полученного путем искусственного оплодотворения яйцеклетки генетической матери спермой отца.
В 1985 году, несмотря на сопротивление со стороны Британской медицинской ассоциации, Патрик Стептоу и Роберт Эдвардс - пионеры ЭКО - впервые предложили использовать для лечения бесплодия суррогатное материнство. Они провели программу суррогатного материнства супружеской паре из Великобритании. Эмбрионы генетических родителей были перенесены сестре бесплодной женщины, и в 1989 году родился первый ребенок, выношенный неродной матерью. В Барнауле суррогатное материнство практикуется с 2004 года.
Однако в Российской Федерации законодательной базы для вспомогательных мероприятий такого рода не существует. В настоящее время эта проблема находится не в медицинской, а в юридической сфере.

Комментарий

Александр Тыщенко, врач ультразвуковой диагностики родильного дома №2:

- Сам факт суррогатного материнства в настоящее время – реальность, с которой не только приходится считаться, но и, судя по всему, оно имеет большие перспективы. Ведь сейчас уже чуть ли не каждая вторая пара в стране бесплодна. Но, поверьте, деньги, которые платят суррогатным матерям - это тяжелые деньги. Не так-то просто выносить ребенка и отдать его в другие руки. Я видел этих женщин – нет у них в глазах азартного блеска, что вот, мол, я заработаю кучу денег. По моим наблюдениям, эти женщины живут как бы под колпаком: они едят то, что им дают, носят то, во что их одевают, и они ведут такой образ жизни, который им предписано вести. И не в их интересах поступать по-другому, потому что если женщина потеряет ребенка или родит его неполноценным, ей могут отказать в денежной выплате, сославшись на нарушение условий договора.

Лариса Никитина, заместитель директора по научно-образовательной работе Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая:

- Если мы в разряд нормы возведем коммерческое отношение к собственным детям и к собственному божьему дару быть матерью, как это делают суррогатные матери, то рано или поздно это ударит не только по отдельным женщинам, но и по всему обществу. Не дает Бог детей, значит, на то есть причина, и в этом случае нужно либо смириться, либо оглянуться вокруг и посмотреть, сколько детей живет без матерей и без отцов. Не лучше ли позаботиться о них?

Галина Шнайдер, директор Алтайского государственного театра кукол «Сказка»:

- Бизнесом это стать не должно при всей востребованности проекта. Когда рождение детей ставится на промышленную основу и становится способом зарабатывания денег, это, считаю, безнравственно. Мне, например, трудно признать такое. Другое дело, если это делается на безвозмездной основе. Но пойти на такой шаг, я думаю, могут только родственники: мама или сестра… А если сурмама таким способом зарабатывает себе на жилье, это уже проблема не столько самой этой женщины, сколько проблема государства.

 
Фоторепортаж