Держат руку на пульте: репортаж из дежурной части полиции

15:16, 02 апреля 2019г, Общество 1228


1
1

«Этажом выше живёт семья с детьми. Они бегают и топают по полу. Пожалуйста, примите меры!»… «Возле нашего дома женщина гуляет с собакой и ни разу не убирает за ней! А жильцам потом приходится всё это добро весной наблюдать…»…

Следующий звонок – в школе №121 на Взлётной произошла эвакуация учеников. Причина – школьник из 7 класса во время урока достал из сумки гранату. Сотрудник «дежурки» незамедлительно направляет в сторону лицея наряд полиции, МЧС и скорую помощь. Как потом выяснилось, угроза взрыва была ложной, и принесённая школьным бунтарем граната оказалась муляжом.

Поступает сигнал о мошеннических действиях. Тут же сотрудник дежурной части УМВД России по г. Барнаулу по телефону начинает составлять описание внешности предполагаемого мошенника и передаёт информацию необходимым подразделениям.

Во время моего пребывания в дежурной части я заметила, что сотрудники отдела постоянно приходили в «дежурку»: одни получали ориентировки, другие уточняли данные по сигналам, третьи «пробивали» автотранспорт и задержанных лиц. Время от времени напряжённая обстановка разряжалась профессиональным юмором.

«Наговорятся за весь день – и дома молчат, нет сил на разговоры», - шутливо замечает заместитель начальника полиции УМВД России по г. Барнаулу полковник полиции Виталий Жуков. И ведь, действительно, в течение суток почти беспрерывно приходится говорить – за это время поступает около тысячи звонков, на большую половину которых не знаешь как реагировать.

Если театр начинается с вешалки, то полиция - с пульта дежурной части. Именно сюда поступают звонки от граждан, именно отсюда начинается многоэтапная работа по раскрытию преступлений. Здесь служат профессионалы, перед которыми стоят сложные задачи – они должны отлично ориентироваться в потоках информации, безошибочно и практически моментально принимать решения. Времени на раздумья практически нет, ведь на том конце провода, возможно, кто-то ждёт помощи.

Многие люди почему-то думают, что когда они набирают номер 02, то попадают напрямую к следователю, участковому, начальнику полиции по тому или иному району. И ошибаются: звонки адресуются сначала в дежурную часть городского управления. Лишь затем оператор по линии 02 смотрит, в каком районе города случилось происшествие, незамедлительно направляет по электронной связи на место происшествия наряд полиции. По многим вызовам отправляется ближайший к месту совершения наряд полиции, о происшествиях им сообщает дежурный сотрудник.

Первое, что бросилось мне в глаза в главном кабинете дежурной части – огромный экран видеонаблюдения, несколько телефонов и карта города во всю стену. С любопытством разглядываю на больших плазменных панелях карты Барнаула, по которым можно было узнать расположение и направление движения патрулей, следить на экране за происходящим на площади Советов. На первый взгляд обстановка кажется спокойной: один из сотрудников дежурной смены сидел за телефонами и принимал вызовы, другой – что-то писал и проверял. Словом, рабочие будни были в самом разгаре.

Само собой, нередко поступают и сигналы серьёзнее, при отработке которых сотрудники полиции могут применять силу. Например, выпил человек в неположенном месте, но ни в какую не хочет выполнять законные требования полицейских и отправляться с ними в отдел. Он начинает сопротивляться, после чего стражам порядка просто приходится брать ситуацию под контроль и переходить от уговоров к более жёстким методам.

Большая активность на линии отмечается в теплое время года, выходные дни, праздники, в дни футбольных матчей. С 20:00 и примерно до 02:00 жители краевой столицы особенно активно начинают заявлять о себе, и сотрудникам «дежурки» некогда перевести дух.

Чтобы понимать объем работы дежурной части, приведем следующий факт: за два месяца в Барнауле в книге учета преступлений зарегистрировано более 30 тысяч сообщений граждан, и на каждый звонок сотрудник полиции обязан среагировать. По словам Виталия Жукова, с целью упорядочить эти сообщения и снизить нагрузку, в стране работает структура 112, которая призвана разделить направления этих сообщений. И уже оператор на номере 112 принимает решения, куда направить эти заявления. Водопровод прорвало – значит ЖЭУ, если связано с правонарушениями – скидывает на 02, и тогда сотрудник дежурки направляет наряд. С введением этой службы общее количество поступивших в органы внутренних дел сообщений, не относящихся к компетенции полиции, снизилось более чем на 10%.

Можно также проанализировать, какие звонки чаще поступают в то или иное время суток. Например, после десяти вечера значительную долю обращений в полицию составляют звонки по поводу хулиганства соседей, которые вечером включает громкую музыку или громко скандалят.

«На сегодняшний день спектр задач, стоящих перед сотрудниками дежурной части, очень разнообразен, - рассказывает Виталий Жуков. – Это прием сообщений граждан о происшествиях и преступлениях, их регистрация, своевременное реагирование на эти заявления, т.е. направления нарядов для выяснения обстоятельств в кратчайшие сроки. При подтверждении факта правонарушения дежурная часть организовывает работу по раскрытию преступлений по горячим следам. Все комплексные силы, какие у нас есть, мы бросаем на раскрытие преступлений - сюда включаются следственно оперативные группы, наружные наряды, подключаются подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД, группы немедленного реагирования, экипажи групп задержания».

Сейчас на территории Барнаула работает 10 дежурных частей. Граждане обращаются по всевозможным поводам – вплоть до просьбы снять котенка с дерева и прорыва канализации. Да, зачастую заявители звонят с вопросами, которые сотрудник полиции решать не должен. Но в любом случае дежурная часть принимает все сообщения независимо от их направленности, регистрирует их в книгу учета преступлений и проводит по ним разбирательства.

Основную массу телефонных сообщений принимает служба 02, плюс электронная почта, телефоны дежурных частей районов города.

«На сегодняшний день бич в целом – дистанционные мошенничества, связанные с хищением денежных средств через карты граждан, - объясняет Виталий Жуков. - Пытаемся бороться через средства массовой информации, раздаём памятки, проводим профилактические мероприятия. Если брать статистику административных правонарушений, то здесь большое количество звонков поступает по семейно-бытовым конфликтам, шуму от соседей, нарушений правила выгула домашних животных (собак)».

Неслучайно говорят, что дежурная часть - самое сердце органов внутренних дел. Без этого подразделения невозможно вообразить себе работу всей полиции города, ведь от грамотных действий сотрудников дежурной части зависит дальнейшее раскрытие многих преступлений спокойствие и безопасность граждан своевременное пресечение противоправных действий, задержание опасных преступников.

Яна Клочкова

 
Фоторепортаж