Для фронта и памяти

17:30, 08 мая 2015г, Общество 2359


Для фронта и памяти Фото №1

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 13 октября 1941 года предписывалось расположенный в городе Горьком (Нижний Новгород) трест «СтройГАЗ» перевести в Барнаул для строительства заводов, эвакуированных в Алтайский край из центральных и южных районов СССР. Для переброски на новое место этого огромного предприятия требовалось около двух тысяч вагонов. И они были получены.

20 ноября 1941 года первая партия – 1500 рабочих-стройгазовцев – прибыла в Барнаул и была размещена в оборудованных под жилье гаражах. И уже в первых числах января в чистом поле разворачивается строительство 77 завода («Трансмаш»), начинаются работы по реконструкции 17 завода (станкостроительный) и ТЭЦ-1.

Как вспоминал один из первых прибывших в Барнаул стройгазовцев Алексей Цибулин: «В первую очередь начали строительство 77 завода, то есть завода «Трансмаш». Быт наш, если не считать питания, был без особенностей, меняли на картошку все свои вещи, но жить было надо. Добывали отруби, жмых всякими правдами и неправдами. Знакомились с Сибирью, с ее морозами и сильными ветрами».

Подвиг строителей

«СтройГАЗу» предстояло выполнить в короткий срок большой объем строительных, монтажных и специальных работ, причем многие стройматериалы, в том числе гвозди, лопаты, электроды, пришлось изготавливать самим. Сами же заготавливали лес и делали пиломатериал.

Работать людям приходилось по 12–15 часов в сутки, с редкими выходными, зачастую ночуя на рабочих местах. При кладке стен главного корпуса каменщики Усов и Сергеев укладывали до 10 тысяч штук кирпича в смену. А бригада каменщика-новатора Лукьянова выполняла нормы до 500 и больше процентов. Сам Лукьянов в отдельные дни давал до 10 норм.

Но таких профессиональных рабочих катастрофически не хватало, потому для строительства «Трансмаша» и «Станкача» в «СтройГАЗ» присылали всех, кого только можно было наскрести по всей стране и кто по тем или иным причинам не годился для фронта.

На 1 января 1942 года в тресте «СтройГАЗ» числилось 2800 рабочих. В их числе были до двухсот бывших спецпереселенцев – поляков из Западной Белоруссии. В январе-феврале 1942 года в трест «СтройГАЗ» поступил полк людей, мобилизованных из Закавказья, которые прибыли в Барнаул в летней одежде и легкой обуви. Использовать их на работе не удалось, поскольку обеспечить своих бойцов зимней одеждой командование полка не торопилось. В помещениях, где разместили кавказцев, им, чтобы не замерзнуть, приходилось разводить костры. Вскоре вся эта часть выбыла из города. Не приспособленными для работы в зимних условиях оказались и южане Узбекистана.

Зато очень полезными для стройки стали прибывшие на нее мобилизованные в трудармию российские немцы. Среди них было и два уроженца волжской деревни Денгоф – братья Генрих и Яков Рутц.

– В сентябре 1941 года, когда началась депортация немецкого населения с Волги, нашу семью, точнее, семьи моего отца Генриха Яковлевича и моего дяди Якова Яковлевича Рутца отправили в небольшую деревню недалеко от Красноярска, – рассказывает ветеран треста «СтройГАЗ» Генрих Генрихович Рутц. – Затем отца и дядю забрали в трудармию, а нас отправили дальше на Север, в поселок Пшеничный Ручей, что в пяти километрах от Дудинки. Донимала цинга, от которой там,  в Дудинке, умер мой младший братик, заболел и я, но поправился.

Мы знали, что папа и дядя Яша работают в Барнауле в тресте «СройГАЗ», приходили от них и письма, но очень редко. Жили они в общежитии, спецкомендатура у них была, и работали, конечно, почти без отдыха. Время военное было. Помогло им очень, что оба плотники были – все полегче работа, чем у землекопов, скажем. Отец мой трудился в «СтройГАЗе» и после войны, и, помню, спустя много лет главный инженер треста Юрий Анатольевич Павлов мне говорил, что много он видел хороших работников, но такого, как Генрих Яковлевич Рутц, больше не встречал. Он один за десятерых трудился… А мы к отцу в Барнаул из Дудинки смогли приехать только в 1949 году…

Даже сегодня при наличии самых современных технологий и материалов трудно представить себе то, что при помощи простых инструментов и примитивной техники сделали стройгазовцы в 1942 году. Через восемь месяцев после начала работ на стройке, в сентябре, 77 завод выпускает первые танковые двигатели. Это кажется нереальным, фантастикой. И тем не менее это было!

В годы войны на ставшем знаменитым «Трансмаше» было собрано 10 тысяч моторов для легендарных «тридцатьчетверок», каждый четвертый мотор – из сделанных в это время во всей стране. Это стало возможным и благодаря самоотверженной работе строителей, среди которых в те дни был Генрих Яковлевич Рутц.

Страна достойно отметила напряженный труд стройгазовцев, 9 января 1943 года трест «СтройГАЗ» первым среди строительных организаций СССР был награжден орденом Ленина.

Мемориал солдатской славы

Если Генрих Рутц работал на Победу, то его старшему сыну Артуру довелось потрудиться на возведении монумента тем, кто ее добывал и отдал за это свою жизнь.

В 1970 году для увековечивания памяти барнаульцев, погибших в Великой Отечественной войне в 1941 – 1945 годах, горкомом КПСС и горисполкомом было принято решение о строительстве мемориала Славы. Автором идеи создания мемориала был Анатолий Мельников, в те времена председатель Барнаульского горисполкома, а ныне почетный гражданин Барнаула и Алтайского края. Эта работа была поручена тресту «СтройГАЗ», а там приняли решение доверить строительство этого объекта строительному управлению № 1. Место для памятника было выбрано не случайно. Именно в парке у привокзального клуба проходили проводы бойцов на фронт.

– На строительство мемориала была направлена лучшая бригада Артура Генриховича Рутца, – вспоминал в то время начальник СУ-1 заслуженный строитель РФ Геннадий Глебов. – Кроме того, ежедневно от предприятий на строительство мемориала направлялись люди для выполнения работ. Таким образом, первая очередь мемориала Славы была построена к 25-летию Победы – 9 мая 1970 года.

Что касается второй очереди, то здесь со временем была ещё большая напряжёнка. Начали строительство в феврале 1975 года. Предстояло построить стены мемориала из бетона с сохранением текстуры древесины. Бригада Рутца А.Г. вместе с начальником участка Куром Я.М. так организовала работу, что всё было выполнено на «отлично» и с таким расчётом, чтобы дать возможность смежникам приступить к закреплению пластин и набору фамилий. А в это самое время на аппаратурно-механическом заводе уже заканчивали отливку 30 тысяч букв…

О недостатке материалов и людей на стройке не было речи. Люди шли по зову сердца. Подходили и говорили: «Мы пришли сюда вложить частицу нашего труда, давайте любую работу». К примеру,  студенты пединститута в кратчайшие сроки разобрали по брёвнышку клуб железнодорожников, а потом из этих материалов построили для себя лыжную базу. И так же было с материально-техническим снабжением. Нам нужно было только вечером сказать, что нам нужно, и всё это будет доставлено, только успевай принимать. Работы по мемориалу велись днем и ночью.

Геннадий Николаевич припоминает также случай, когда директор одной из барнаульских автобаз сорвал отправку машины в Колывань для доставки на мемориал гранитных плит. На следующий день машины за плитами были отправлены, а директора автобазы вызвали на бюро горкома партии, исключили из партии и сняли с работы…

– В постройке памятника солдатам Великой Отечественной войны самое активное участие принимал мой старший брат бригадир Артур Генрихович, про которого тот же Павлов говорил, что работы, которые Артур Рутц делает, потом можно не проверять, все сантиметр в сантиметр будет, – рассказывал Генрих Рутц. – Вел Артур на монументе плотницкие и бетонные работы. Особенно сложно было со стелой, боялись за ее устойчивость,  и кроме обычной арматуры в фундаменте была сварена еще мощная металлическая балка. В итоге все получилось как надо.

Кроме строительства самого мемориала необходимо было выполнить огромный объем работ по благоустройству территории вокруг него, снести более тысячи деревьев,  посадить кустарник и цветы. И здесь на помощь тресту по благоустройству Барнаула вновь пришли горожане.

В итоге работы по мемориалу Славы были закончены к 9 мая 1975 года к 6.00. На открытие мемориала пришло более 300 тысяч барнаульцев и гостей города.

Фоторепортаж