Её образ остался…

18:15, 15 мая 2015г, Общество 4793


1
1

Ушла из жизни великая балерина. Но бессмертный танец Майи Плисецкой остался на фото- и кинопленке, а ее образ – на полотнах художников.

В Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) хранятся две уникальные работы: акварель «Портрет Майи Плисецкой» 1963 года гениального графика Артура Фонвизина и фарфоровая статуэтка «Майя Плисецкая в роли Кармен» 1972 года работы московского скульптора Галины Чечулиной. Оба этих творения поступили в ГХМАК в 1973 году из Москвы и стали настоящим украшением музейной коллекции отечественного искусства XX века.

Знатокам и любителям искусства сегодня нет нужды представлять авторов этих творений.

Все силы души затрачивая

Артур Владимирович Фонвизин (1882/83–1973), самобытный отечественный художник-график начала XX века, стал заметным участником выставок «Голубая роза», «Золотое руно», «Мир искусства», «Бубновый валет». С конца 1920 годов художник работает исключительно в технике акварельной живописи и вскоре становится в ней непревзойденным виртуозом. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Для его манеры характерны свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, текучие краски. Он брал на кисть много воды, чтобы акварель текла, будто играючи оставляя просветы белого листа либо другого фона, если основой его живописи служила цветная бумага. Так слагался его особенный мир, мир необычайных образов и сюжетов. С восхищением наблюдали ученики Фонвизина за работой учителя. Он брал в руку штук двадцать самых разных кистей и стремительно писал, выхватывая из горсти одну за другой. Его сравнивали с оркестром: «Артур Фонвизин играет на своих кистях, как на инструментах». Все отмечали, что Фонвизин не умел работать, как это делали многие художники, изо дня в день. Он создавал произведения в одном порыве, в каком-то приподнятом трансе, работая до полного изнеможения, полностью затрачивая все силы своей души, выражая себя в творчестве и практически не оставляя сил для обыденной жизни.

В его акварельных листах, исполненных легко и виртуозно, все подчинено одной идее, выражению радости, восторга жизни, ее непостижимости. Между тем в тридцатых-сороковых годах прошлого века ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов уже не отвечали официальным художественным установкам. Художник был причислен к формалистам (к так называемым «трем Ф» – Фальк, Фаворский, Фонвизин) и потому подвергался нападкам, а в годы войны был даже на некоторое время выслан в Казахстан по нацио­нальному признаку. Однако художник оставался неизменно верен характеру своего дарования и до конца жизни разрабатывал и варьировал любимые мотивы, сосредоточенные вокруг мира музыки, цирка, театра. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получил медаль. В 1972 году ему было присуждено звание заслуженного художника России.

Тогда же широкую известность обрели акварели Фонвизина, выполненные в жанре сценического портрета, над которыми художник работал всю жизнь. Они привлекают эмоциональностью, поэтической одухотворенностью образов. Художник пишет известных актрис русского драматического театра и балета, возвращаясь к образам своих любимых героинь по множеству раз. Существует несколько портретов Майи Плисецкой его кисти. Полотно из нашего музея – настоящая удача художника.

Прекрасен и вдохновен образ балерины, потрясающе мастерство художника. еще в самом начале его творческого пути живописец Александр Давыдович Древин восхищенно писал: «Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдётся ли еще художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются – даже чёрная и белая». Портрет Майи Плисецкой написан художником только этими «горящими» красками – черной и белой. И этими невозможно аскетическими средствами он сказал о своей героине так много, что и сегодня, спустя не одно десятилетие после написания портрета, мы, понимая всю силу и мощь покинувшего нас таланта, осознаем глубину созданного художником образа.

Шедевр. Малая форма

Тема балета занимает одно из центральных мест в творчестве художницы Галины Дмитриевны Чечулиной – скульптора, прикладника, постоянного участника многих отечественных и зарубежных выставок. В 1952 году она окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства и на всю жизнь связала себя с Дулевским фарфоровым заводом. Критики с восторгом отмечали, что «все ее скульптуры динамичны и там, где того требует образ, исполнены вихревых, стремительных ритмов. Изящны по пластике, благородны и богаты по цвету ее работы, посвященные балету. Кроме обычных для фарфоровой скульптуры двух цветов – белого и синего кобальта художница вводит алый, золотой, даже черный, который так торжественен и загадочен рядом с белым и золотым и так выразительно акцентирует движение».

Не раз Галина Дмитриевна обращалась и к образу Майи Плисецкой. Любители малой пластики хорошо знают ее статуэтку «Балерина. Майя Плисецкая в образе Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро», которую завод активно тиражировал в 1960-1970 годы, но особую популярность у зрителя все же имеет именно наша работа «Майя Плисецкая в роли Кармен».

В 1967 году Родион Щедрин сделал свою транскрипцию музыки Бизе к опере «Кармен». Так появилась «Кармен-сюита». Спектакль на музыку Щедрина в Большом театре поставил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, главную роль танцевала Плисецкая. Для многих любителей балета образ, созданный ею, стал настоящим откровением и революцией в современной хореографии. Среди горячих поклонников Плисецкой была и Чечулина. Ее Плисецкая – Кармен – подлинный шедевр отечественной скульптуры малых форм и одна из лучших работ в нашей коллекции.

Наталья ЦАРЕВА, заместитель директора ГХМАК по научно-исследовательской работе, кандидат искусствоведения. 

 
Фоторепортаж