Эпидемия коронавируса по-разному сказалась на алтайских мясопереработчиках
17:00, 03 августа 2020г, Экономика 2163
Фото Олег БОГДАНОВ
Коронавирусная эпопея по-разному сказалась на алтайских мясопереработчиках. Несмотря на то, что в торговых сетях продажи колбасы и пельменей оживились, некоторым предприятиям пришлось терпеть убытки и оптимизировать рабочий процесс.
Не меняя стратегию
В числе пострадавших компаний – бийское предприятие «Пятачок плюс». Его руководитель Наталья Самойлова рассказала, что падение продаж началось еще в апреле, когда были введены первые ограничительные меры. Доходы мясокомбината снизились приблизительно на 35%. До пандемии компания работала с детскими садами и санаториями в Белокурихе, которые закрылись на время режима самоизоляции. Поэтому и спрос на продукцию резко упал.
С торговыми сетями переработчик не сотрудничает, потому что производит продукты высокой ценовой категории, а ретейлерам это неинтересно.
– Мы не меняем ценовую политику и не снижаем качество продукции, несмотря на увеличение затрат на коммунальные расходы, внедрение различных систем контроля и прочие нюансы, – объясняет Самойлова. – Приходится повышать стоимость изделий, продавать их в фирменных магазинах. В конечном итоге выбор все равно остается за потребителем. Кто-то согласен есть продукт за 100 рублей, кто-то – нет. Я лично знаю многих людей, которые предпочитают покупать 200–300 грамм, но настоящей колбасы, а не подделки.
Дороже и дороже
Цена продукции растет и из-за других факторов. Все начинается с качественного мяса, которое приходится закупать на Урале и в Прибайкалье. Такая отдаленность необходима потому, что 3 года назад, дабы не допустить распространения африканской чумы свиней, Россельхознадзор присвоил организациям зоосанитарные статусы. «Пятачок» попал в группу с третьим уровнем защиты от проникновения инфекции (средний уровень), из-за чего использовать мясо хозяйств из первой и второй категорий (незащищенные и с низким уровнем) стало невозможно.
– В Алтайском крае всего один производитель свинины, у которого четвертый уровень компартмента, остальные нам не подходят, – поясняет руководитель предприятия. – Бывало, возвращали продукцию поставщикам. Она в замороженном виде приходит. Документы вроде в порядке, а когда мясо оттаивает, понимаешь, что ничего вкусного из него не сделать. Отправляем обратно, у нас с этим строго.
Отдельная ветка производства отведена рыбе: ее солят, коптят, делают пресервы. Но и для этой продукции не так давно приходилось искать новых поставщиков. Когда в стране решили заняться импортозамещением, закупать норвежского лосося «Пятачок» перестал, перейдя на тихоокеанскую селедку с Дальнего Востока.
– Российское сырье намного хуже: это касается не только самой рыбы, но и ее транспортировки, – считает Наталья Викторовна. – Сначала надеялась, что рынок стабилизируется, но улучшений все еще нет. Позиция такая, что «и так возьмете, куда вам теперь-то деваться».
Постепенная нормализация
Сейчас к проблемам прибавился коронавирус. Чтобы выполнить требование президента Владимира Путина и во время пандемии выплачивать зарплаты, предприятию пришлось перестраиваться. Работали три дня в неделю, бухгалтерия перешла на удаленку.
Сегодня, по словам директора, ситуация несколько стабилизировалась, работники вернулись к привычному графику, но уже сейчас ясно, что доходы по итогам года значительно снизятся.
– Разрушить все можно за один день, а восстановить за день не получится. Все еще в полной мере не заработали рестораны, часть денег теряем из-за отмены летней оздоровительной кампании: детские лагеря не откроются, а это наши постоянные клиенты, – сожалеет Наталья Самойлова.
Она добавила, что конкуренты сталкивались еще с большими трудностями. Кому-то и вовсе приходилось закрываться, оставаясь без притока средств, но продолжая при этом платить зарплаты.
Справка