Стоит ли смотреть фильм «Великая ирония» легендарного режиссера Вуди Аллена

18:31, 19 марта 2024г, Культура 905


Стоит ли смотреть фильм «Великая ирония» легендарного режиссера Вуди Аллена Фото №1

Чего хотят женщины? Вопрос вопросов. Сразу же в уме возникает продолжение фразы – «…в современном мире». Ибо считается, что изменившиеся социально-экономические условия и идеология кардинально поменяли цели, задачи и, соответственно, желания прекрасных дам. А если хорошо подумать? Нет, суть женской энергии остается неизменной. Ей как воздух нужна любовь. Остальное вторично.

Юбилейный фильм маэстро

Вот и в фильме легендарного 88-летнего режиссера Вуди Аллена под названием Coup de Chance («Счастливый случай», в российском прокате – «Великая ирония») вниманию зрителя предлагается очередное размышление маэстро на вечную тему. Это пятидесятый фильм знаменитого постановщика, снятый в Париже, на французском языке, с французскими актерами. Вуди Аллен не изменяет своему фирменному почерку, его кино – это всегда идеи, смыслы, бесконечные разговоры об отношениях между людьми, о кабале брачных уз, об изменах и мести в антураже прекрасных, головокружительных видов осеннего Парижа – только из-за них стоит посмотреть этот стильный и атмосферный фильм!

Она упустила шанс на любовь?

В центре сюжета семейная пара, Фанни (Лу де Лааж) и Жан (Мельвиль Пупо) Фурнье, относительно молодые, бездетные и весьма состоятельные люди, типичные французские буржуа, сытый средний класс – то, что называют old money style. Необременительная служба в аукционном доме, прекрасные апартаменты с прислугой, бесконечные вечеринки и охота в загородном клубе по субботам. Устоявшаяся, благополучная жизнь. Однажды Фанни случайно встречает бывшего одноклассника Аллена (Нильс Шнайдер), который был влюблен в нее долгие годы, и постепенно между ними разгорается страсть. Парень – молодой, романтичный богемный писатель, который скитается по миру в поисках гармонии, вдохновения, счастья. Он – полная противоположность того типажа, который представляет собой муж героини. А, как известно, что имеем – не храним. И всегда стремимся окунуться в еще не изведанные эмоции. Знаете это чувство – а что было бы, если бы в тот раз я поступила иначе? Моя жизнь, быть может, была бы совсем-совсем другой – более свободной, интересной, яркой? Что я упустила когда-то, из-за чего сейчас так остро чувствую пустоту внутри?..

Любовь, похожая на сон

И героиня, окруженная безмятежным покоем и расслабленной роскошью, бросается в новые отношения, жаждая взорвать устоявшуюся и наскучившую жизнь. Фанни решает рискнуть своим браком и своей безопасностью ради этого приключения. Героиня наслаждается острыми и яркими чувствами, дающими обманчивое ощущение свободы и новой жизни, страстными часами любви в съемной мансарде, посиделками в дешевых кафешках и сэндвичами в парке – это, кстати, все, что может предложить своей возлюбленной неудачливый писатель. Но для очарованной и влюбленной героини это, кажется, только добавляет прелести и искренности их отношениям, ведь начало love story – это всегда только ощущение счастья, не замутненное рациональными вопросами или оценками.

Не будите спящую собаку!

И все бы ничего, если бы не одно обстоятельство: муж героини, богатый филантроп, с его учтивостью и обворожительной улыбкой, очень и очень непростой человек. Настолько, например, что его компаньон, чьи интересы не совпали с его собственными, однажды бесследно пропал. Оказалось, утонул – не такой уж редкий случай, но в сплетнях тусовки до сих пор звучит версия о том, что Жан этому как-то поспособствовал. Как выяснится позднее, слухи эти далеко не беспочвенны. О его бизнесе нам известно только то, что он помогает «делать богатых людей еще более богатыми». Фактически он социопат и абьюзер. Очень властный, знающий цену всему и всем. И никогда – никогда! –  он не позволит у себя ничего отнять!

Итак, этот любовный треугольник становится отправной точкой для увлекательной и напряженной истории, которая погружает нас в мир страсти, обмана и мести. Пожалуй, не станем углубляться в перипетии и подробности сюжета, фильм все же нужно смотреть, наслаждаясь неожиданными поворотами и непредсказуемым финалом, ведь интрига держится до самого конца и зритель остается на грани своих сомнений, пытаясь угадать, чем закончится эта история.

Романтика Парижа

Художественный прием, подчеркивающий контраст между отношениями с любовником и мужем, – разные цветовые гаммы и резкость картинки: когда Фанни находится с Алленом, ее всегда окружает теплый золотистый свет, если же в сценах появляется муж, картинка становится более контрастной, в холодных тонах, и это оказывает очень сильное впечатление на зрительское восприятие. Конечно, и его величество Париж, прекрасный всегда, а в пору золотой осени вдвойне, неповторимые городские пейзажи, широкие коридоры бульваров и аллей тоже играют огромную роль для создания атмосферы... Грустно, что на фоне такой красоты и романтики происходят столь драматические события. Пожалуй, красота картинки, легкость подачи сюжета и музыкальное джазовое сопровождение – это и есть основные плюсы фильма.

А вообще этот фильм – еще одно размышление режиссера на его излюбленную тему: об удаче, судьбе и о роли случая в человеческой жизни. Контролировать события и людей невозможно, предугадать, кому же нынче повезет, нереально. Люди, их поступки, события, которые происходят в их жизни, – все это просто ирония судьбы, которая в одно мгновение может поменять расклад на жизненном поле…

Ирина ГЕРАСИМОВИЧ

 
Фоторепортаж