История человека, возводившего современный Барнаул

09:00, 10 августа 2019г, Общество 1189


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В канун профессионального праздника – Дня строителя «АП» приехала поздравить заслуженного строителя России Николая Вышегородского. Человек, возводивший современный Барнаул, живет сегодня в скромной квартире обычной многоэтажки на улице 80-й Гвардейской Дивизии. В месте, которое считает историческим: именно здесь стоял в середине ХХ века самый большой в городе массив бараков.

Цена жизни

– И эта улица, раньше она называлась 2-й Западной, и весь район были территорией барачной застройки. В ней после войны и вплоть до 70-х жили семьи участников войны, эвакуированных, оставшихся на Алтае. Наш барак стоял конкретно здесь, где позже построили дом, в котором мы с вами сейчас находимся. Когда завалюхи стали массово сносить, в Барнауле случился бум новоселий. Строили и город, и предприятия хозспособом, как это делал «Трансмаш». Так возводились жилые дома для работников и вся заводская инфраструктура, от профилактория до поселка Мирного, отстроенного заводом, – рассказывает Николай Иосифович. – Все получалось, потому что люди, по счастью, вокруг были хорошие, знали, что такое чувство локтя, взаимовыручка. 

Он слишком хорошо знает им цену. Благодаря им не умер от голода ребенком, не попал в детдом, не пошел кривой дорожкой…

Николаю лишь три года было в конце июня 1941-го, когда ушел на фронт отец Иосиф Васильевич. Немного погодя одного за другим забрали на войну и двух старших братьев – Михаила и Василия. А затем так же чередой пришли на всех троих похоронки. Оставалось у вдовы Февроньи еще трое деток, дочь Лена да малыши – мальчишки Коля с Сашенькой. Тоски по убитым родным она не пережила, ушла из жизни молодой в самом начале 50-х. Умирая,  наказывала старшей Елене не отдавать братьев в детдом. Всю свою жизнь пытается забыть свое страшное сиротское детство Николай Иосифович, да не получается:

– Что такое остаться ребенку без матери, без отца? На помощь людей в своем Коробейниково мы и не рассчитывали – все тогда трудно жили. А тут еще после смерти мамы к нам пришли люди из сельсовета, сказали, что за нами недоимки числятся. Сестру на ферму отправили за 15 километров от села, и у нее вскоре ноги отнялись. Брат Сашка свалился с воспалением легких, его в больницу  увезли. И остался я один хозяином, которому еще и четырнадцати не исполнилось. Меня дважды в детдом забирали – дважды я бежал. Есть хотел постоянно! Спас бригадир полеводческой бригады нашего колхоза – взял на работу. Я там наелся впервые досыта. Утром кормили, в обед кормили, вечером кормили!  

И себе, и людям

После армии Николай устроился слесарем на «Трансмаш». Однажды, посмотрев фильм «Высота», решил, что будет строителем. Когда уже учился на четвертом курсе строительного техникума, начальство намекнуло, что ему бы не в машиностроительном цехе работать, а в отделе капитального строительства,  по профилю. Так задалась, да недолго продлилась новая карьера – плотницкая. Вскоре начальник цеха № 500 Сергей Карасев предложил стать мастером. А у парня защита диплома на носу.

– Я ему честно сказал, что меня два месяца не будет на работе, искренне не понимая, зачем начальству это нужно. «Не мне – тебе надо», – последовал ответ. Вот такие в то время были руководители, – рассказывает заслуженный строитель о заводской кадровой политике. Здесь он приобщился к истории Барнаула, построив вместе со своими коллегами не один микрорайон. Здесь в годы строительного бума возглавил спеццех № 500 завода «Трансмаш».

Впрочем, не себя Николай Иосифович считает героем, а легендарного директора завода Александра Колосова, одного из инициаторов проекта, который в наши дни назвали бы реновацией города:

– Когда я пришел на завод в декабре 1961 года, там был только главный корпус, в котором размещалось и заводоуправление. Все производственные и социальные объекты «Трансмаша» отстроил Александр Зиновьевич. Но почему-то о нем нигде ничего не видно, не слышно.

В одиночку ни горисполкому, ни предприятиям не под силу было поднять беспрецедентный по масштабам проект многоэтажной застройки Барнаула. Но Колосов умел договариваться и считать деньги. Строить вместе, сотрудничать – так решили три директора – «Трансмаша», КЖБИ № 2 и домостроительного комбината. Стоило им это невероятных усилий и нервотрепных командировок в Москву, где барнаульцы доказывали необходимость масштабной застройки столицы Алтайского края. Чем она была выгодна «Трансмашу»? Территориальной близостью к производственным площадкам прежде всего: рабочим из поселка Западного, менявшего бараки на многоэтажки, не нужно было добираться на смены через весь город. Плюс доступностью подключения новостроек к городским инженерным коммуникациям.

Звучит фантастически

В те годы, когда заводчанам стали давать бесплатные квартиры,  люди охотно пошли работать на промышленные предприятия. Специалисту основного производства реально было дождаться своего жилья за пять лет. Хотя, конечно, для нынешней молодежи это звучит фантастически.

– Да, так и было, – подтверждает Николай Иосифович. – В середине восьмидесятых уже не было длинных очередей на квартиры. Учтите, мы говорим о том периоде истории страны, когда она только-только восстановилась после Великой Отечественной войны. Мы очень быстро, я считаю, поднялись на ноги. Квартиры давали и заводы, и город. Вот эту, например, в которой живу сейчас, моя семья получила от горисполкома. Именно это жилье горожане потом приватизировали, становились собственниками. И те же люди ругают сейчас советскую власть. За что? За бесплатное жилье, медицину, образование для своих детей? Это называется плохо жили?

Как контраргумент привожу нынешние темпы строительства в Барнауле, мол, высотки растут как на дрожжах. Тот только улыбается снисходительно: «Да что вы, это так мало по сравнению с объемом ввода объектов в советское время. Строители в три смены работали. Бывало, домой возвращаюсь после второй смены в первом часу ночи, а на площадках стройка вовсю кипит. В месяц – один дом на девяносто квартир. Такими темпами сдавались. Пятый этаж едва успевали прикрыть, а уже в здание заходили электрики и отделочники. Понимаете теперь, о чем я говорю?»

Судьба свела Николая Вышегородского с Иваном Лоором, ныне депутатом Государственной думы РФ от Алтайского края. История их знакомства стоит того, чтобы о ней рассказать. В 1982 году строителей цеха № 500 во главе с Вышегородским бросили на подъем подсобного совхоза «Трансмашевский» в Речкуновке. Вскоре звонок с завода: «К вам едет новый директор, встречайте». Машина пришла, встречающие наготове – директора нет. Мужики в недоумении пожимают плечами. Подходит к ним пацан, подает руку: «Здравствуйте, я Иван Иванович Лоор, назначен руководить хозяйством».

– А мы-то привыкли, что если начальник, то плечистый, пузатый и в шляпе, – смеется Вышегородский. – Было ему тогда 27 лет. Сейчас он представляет интересы Алтайского края в Москве, понятно, какая напряжёнка у него со временем. Но мы иногда созваниваемся, вспоминаем житье-бытье. 

Николай Иосифович не сразу вспомнил, когда ему было присвоено звание «Заслуженный строитель России». Пришлось доставать трудовую книжку, образцовую, кстати, сплошь исписанную благодарностями. Там написано –  в 1993-м. Когда оформлял пенсию, инспектор Пенсионного фонда, внимательно разглядывая документ, спросила:

– А вас что, совсем не ругали?

– Почему, ругали и материли даже, бывало.

– А почему в трудовой не отмечено?

– Да забыли, наверное…

Фоторепортаж