Иван Лоор: «Не отступил от программы ни на шаг»

12:03, 19 июля 2019г, Политика 1854


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

«Алтайская правда» продолжает серию интервью с председателями краевого парламента разных созывов, посвященную юбилею представительной власти на Алтае. Сегодня гость редакции – депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по Славгородскому округу Иван Лоор. 

Он был председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания с 2008 по 2016 год, два созыва подряд. В сельском хозяйстве прошел всю профессиональную лестницу – от механизатора, директора хозяйства до начальника Главного управления сельского хозяйства края.

Кто он, депутат

– Иван Иванович, как человек становится депутатом краевого парламента? Какой путь для этого надо пройти?

– Я считаю, что как таковой профессии депутата просто не существует. Человек должен быть специалистом в какой-нибудь определенной области – медицине или энергетике, к примеру. И, уже будучи депутатом, уметь разбираться в проблемах этой сферы, с тем чтобы потом компетентно отстаивать интересы людей. Если взять мою биографию – я избирался в краевой парламент трижды. В первый раз, в 1996 году (в то время я был директором совхоза), меня сподвигли к этому руководители района, хозяйств. Убедили не сразу. Но после объединенного собрания советов ветеранов города и района, когда слово брали годящиеся мне в отцы и деды заслуженные люди, говоря, что многие из них мне доверяют, согласился.

– Какими были для вас выборы?

– Я не издал ни одной листовки, ни одной агитационной статьи. Где успел – проехал по районам, встретился с коллективами. Плюс, как положено по закону, короткая биография и цитаты из программы в районной газете. Я храню эту вырезку – и могу сказать, что не отступил от своих целей за эти 20 лет ни на шаг.

Если брать следующий период – избирательную кампанию в Государственную думу 2007 года, когда не было одномандатных округов и передо мной поставили задачу выдвинуться, мой первоначальный ответ также был отрицательным. Я работал руководителем краевого управления сельского хозяйства, это была живая работа, многое удавалось, причем не на бумаге, а на деле, на полях и фермах. Я тогда решил для себя: хорошо, пусть моя кандидатура будет номинальной. Естественно, ездил по краю, встречался с коллективами, населением. Результат – мне не хватило всего 20 тысяч голосов, чтобы пройти не в краевой даже парламент – Государственную думу… Можете не верить, но я радовался тогда как ребенок, что не прошел. На тот момент не был готов работать в федеральном органе власти. А месяц спустя мне вновь доверили возглавить список в краевой парламент.

Три главные задачи

– Когда вас выбирали председателем АКЗС, известный врач и политик Александр Лазарев, рекомендуя на этот пост, сказал: «Работа председателя Заксобрания требует гибкости и компетентности во многих отраслях общественной жизни. Нужно уметь эффективно управлять этим разношерстным, звонкоголосым и разнонаправленным коллективом, имя которому – краевое Законодательное Собрание». Вы отдавали себе отчет, как это трудно?

– Я с Александром Федоровичем абсолютно согласен. Алтайское краевое Законодательное Собрание – это коллектив очень неординарных, амбициозных людей, высоких профессионалов в своём деле. Кстати, меня эта гибкость и умение приводить людей к консенсусу восхищают и в самом Александре Федоровиче Лазареве. Конфликт внутри Законодательного Собрания, а точнее, споры и разногласия – вещь почти неизбежная в силу разнородности его членов. Но в том-то и дело, что надо уметь слышать все стороны и приводить людей к одному решению с учетом позиций большинства. А главное, оттачивая законопроект до такой степени, чтобы он максимально был приближен к чаяниям людей.

Знаете, когда я возглавлял краевое управление сельского хозяйства, видел, как мешает нормальной работе конфликт двух ветвей власти. Первое, что определил в числе главных задач, когда занял пост председателя АКЗС, – это конструктивный диалог с исполнительной властью. Второе – ведение депутатской деятельности не только на краевом уровне, но и на уровне районов, сел. Мы устраивали выездные дни АКЗС, совещания, семинары, личные приемы граждан в сельских советах, с тем чтобы максимально вовлечь в законотворческую деятельность и сельских депутатов. И третье – мы сделали ставку на работу с молодежью, с тем чтобы была преемственность.

– Иван Иванович, менялись первые лица края и состав их команд, а вам неизменно доверяли ключевые посты в руководстве. Сначала Александр Суриков предложил вам стать советником по сельскому хозяйству. Через четыре года вы уже первый заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства региона. Потом к власти пришел Михаил Евдокимов и вместо отставки, как прочили некоторые, вы вступаете в должность начальника Главного управления сельского хозяйства. От Александра Карлина поступило предложение возглавить список «Единой России» на выборы в Заксобрание…

– Мне кажется, когда просто ответственно делаешь свое дело, не ввязываясь ни в какие «междусобойчики», это ценят независимо от политических и личных предпочтений. Я никогда не прятался за спины, брал ответственность за такие участки, на которые мало кто решался. Судьба распорядилась так, что я очень рано стал отвечать не только за свой труд, но и других людей, производство. В 23 года меня назначили управляющим отделением, а из опыта – год сержантский школы в армии, столько же трактористом в этом хозяйстве, неделю агрономом. А впереди – и это на 13 сентября – наполовину не убранный хлеб, кормов заготовлено чуть больше половины, ни одно животноводческое помещение не отремонтировано, и это на 2000 голов одного крупнорогатого скота только… Справились! Кстати, в селе человек авторитет зарабатывает годами, а на кого-то плюсом работает авторитет родителей и дедов.

Неудобные вопросы

– В 2010 году вы впервые высказали мысль, что переходить к формированию Государственной думы только по партспискам нецелесо-
образно. Такой же однозначной позиции придерживается, кстати, Валентина Матвиенко – председатель Совета Федерации. Отказ от одномандатных округов – неоправданное решение. Вы до сих пор так считаете?

– Естественно. Вы понимаете, когда выдвижение происходит списком от партии – легко сделать ошибку, допустив в законотворческую деятельность тех людей, которых ни в коем случае нельзя допускать. И может получиться дискредитация власти, избранника народа. И потом – когда ты идешь от округа – имитировать бурную деятельность уже не получится, за партийное решение не спрячешься. Я считаю, в этом созыве при смешанной системе более профессиональный состав депутатов, потому что есть люди, которые успешно возглавляли район, работали руководителями предприятий, у которых за плечами опыт управленца, профессионала, общественника. И поэтому создается необходимый баланс и партийной принадлежности, и личных профессиональных качеств, за которые тебя ценит твой избиратель.

– Часто бывают неприятные, неудобные вопросы?

– Я лично никогда не боялся самых неудобных, прямых вопросов, никогда от них не уходил. Наоборот, отдавая встречам с людьми большую часть своего рабочего времени, выводил на диалоги, чтобы услышать, что волнует простых людей и почему, каким видится им решение. Это позволяет потом еще более принципиально отстаивать вопросы. Свежий пример – приехал в село Подойниково Панкрушихинского района на встречу с ветеранами сельского совета, а меня в лоб спрашивают: «Вы почему опять крепостное право ввели с принятием закона о доплате сельским труженикам?» И ведь они абсолютно правы. Потому как закон гласит: те, кто уехал из сельской местности, ни на какую доплату претендовать уже не могут. А ведь и причины отъезда бывают разные, и значимость огромного сельского стажа это не умаляет. После этого мы начали системную работу по обсуждению поправок к закону, с тем чтобы сделать его справедливее.

– Иван Иванович, назовите коротко, какие законы вы считаете особо значимыми за ваш период депутатской работы?

– Их много. Первый – закон о бюджете, точнее, увеличение суммы на поддержку сельского хозяйства в разы. Кстати, базовый закон о развитии сельского хозяйства у нас в крае был в свое время принят раньше, чем федеральный, не стало необходимым принимать отдельные законы по отраслям. Второй – о переходе Алтайского края в другой часовой пояс, не каждому региону удается конструктивно решить этот вопрос, а для жителей это очень важно. Назову еще несколько – присвоение высшего звания и высшей награды региона «Почетный гражданин Алтайского края», снижение возраста работающих по горячей сетке для получения звания «Ветеран труда», ограничение пребывания молодежи в ночное время, закон о притрассовой медицине… Наконец, все наши инициативы в известный 131-й закон (о местном самоуправлении. – Ред.), в который мы с учетом инициатив и предложений депутатов разных уровней внесли 96 изменений (!). Ведь эта работа потом учитывалась и при разработке законодательных актов на федеральном уровне.

– Как вы думаете, что изменится в депутатской работе, парламенте регионов через десятки лет?

– Общаясь с депутатами, которые представляли интересы территории еще в Верховном Совете СССР, я слышал, с какой гордостью народные избранники говорят о том, какие вопросы удалось отстоять и решить для своих избирателей, для своих сел и городов, края. Поэтому не важно, сколько лет пройдет, хотелось бы, чтобы эта цель работы депутатов была неизменна. Чтобы боль и переживания людей, которые тебе их доверили, ты не использовал как лопату для копки огорода личного благополучия. Главная задача депутата независимо от уровня (сельский, районный, краевой, федеральный) – отстаивать интересы людей, которые доверили их представлять, через принятие законов, позволяющих сделать их жизнь лучше, комфортнее.

Фоторепортаж