Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха

20:00, 06 октября 2022г, Культура 1359


Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Фото №1
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Фото №2
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Фото №3
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Фото №4
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Миниатюра №5
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Миниатюра №5
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Миниатюра №5
Как на Алтае прошел плэнер по местам Николая Рериха Миниатюра №5

В эти дни завершается пленэр-экспедиция по рериховским местам, организованный краевым отделением Союза художников России.

В нем приняли участие известные алтайские живописцы и члены Российской академии художеств. Это первое событие в череде мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха, которое будет отмечаться в России в 2024 году. Об идее проехать с холстами и этюдниками по следам Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов рассказали ее авторы и непосредственные участники.

Грант на идею

«Мы первыми в России заявили план празднования 150-летия Рериха, – замечает директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) Игорь Коротков. – Дата значительная, художник – фигура мирового масштаба, а Алтай занимает в его судьбе и творчестве важное место, поэтому в крае создали оргкомитет, который возглавил губернатор Виктор Томенко». В планах – большие выставочные проекты и даже театральные постановки. Алтайские художники выдвинули идею пленэра, а за ним и выставки, получив на реализацию губернаторский грант в сфере культуры. Окончательные итоги проекта мы увидим уже в 2024 году.

– Пленэры Союза художников Алтая, поддержанные краевыми грантами, уже проходили на родине Шукшина в Сростках, в Косихе в год 90-летия Роберта Рождественского и в Колывани, – перечисляет председатель краевого отделения союза Дмитрий Петренко. – И я помню, как все начиналось с разговора, а не проехать ли по маршруту, которым почти 100 лет назад прошла экспедиция Рериха? Затем к слову «пленэр» добавилась «экспедиция», потому что просто писать этюды показалось недостаточным и возникло желание пригласить к участию сотрудников ГМИЛИКА.

А дальше подключился член правления союза, заслуженный художник Анатолий Щетинин. Именно он пригласил востоковеда Владимира Росова, заведующего отделом наследия Рерихов Музея Востока, затем – вице-президента Академии художеств живописца и графика Виктора Калинина (ему принадлежат эскизы мозаик, которые должны украсить здание строящегося Художественного музея Алтайского края) – оба ответили согласием. Кроме того, на Алтай приехали академики Евгений Ромашко, Илья Хрипченко и Владимир Анисимов с супругой – художницей Ольгой Яушевой. К ним присоединились искусствовед, профессор, действительный член Академии художеств Михаил Шишин (соавтор книги «Николай Рерих: открытие Алтая»), коллекционер из Новосибирска Андрей Ковалёв и директор ГМИЛИКА Игорь Коротков, а также алтайские живописцы Василий Кукса, Николай Панченко, Анатолий и Ирина Щетинины. Документировать происходящее позвали кинооператора Анатолия Фукса – как оказалось, в его архивах есть материалы, непосредственно связанные с семьей Рерих, в частности съемки Института «Урусвати» в индийской долине Кулу.

Фигура, окружённая тайной

«Сложилась команда, которой можно только позавидовать, – говорит Игорь Коротков. – Поверьте, если бы столичные академики не знали лично Анатолия Щетинина и не доверяли ему, никто бы сюда не поехал. Тем более в Горный Алтай, где все легко испортить дезорганизацией и плохими бытовыми условиями. Это не в городе писать этюды!»

Отправным пунктом в конце сентября стал Алтайский район, затем были Усть-Кан, Усть-Кокса, Акташ и другие точки в Республике Алтай.

– Я сразу настаивал, чтобы мы обязательно посещали музеи. У всех ведь в головах свои мифы про Рериха, это фигура, окруженная мистикой, тайной, начиная от секрета его красок и заканчивая международной деятельностью, – объясняет директор ГМИЛИКА. – Мы разговаривали про историю Алтая, Чуйского тракта, посетили Денисову пещеру. Побывали в замечательном музее Рериха в Верх-Уймоне, где художники послушали лекцию и даже остались писать музейное здание. А дальше ездили в Тюнгур искать хороший вид – наши местные живописцы знают красивые точки.

– Теперь этюды должны вызреть, а затем пройдет выставка, которая все подытожит, с обязательным изданием каталога, – говорит Анатолий Щетинин.

Получившиеся работы организаторы планируют показать в следующие два года в Барнауле, Новосибирске, Горно-Алтайске, Москве и Петербурге. Кстати, художники заранее обсуждали будущую экспозицию и пришли к выводу, что она должна быть разнообразной по жанрам, не ограничиваясь горными пейзажами. Так что Владимир Анисимов и Ольга Яушева, например, сосредоточились на написании портретов местных жителей в национальных костюмах. Не обойдется итоговая выставка и без произведений барнаульского художника Леопольда Цесюлевича (1937–2017) – исследователя алтайского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, неоднократно прошедшего ее маршрутом.

Фото предоставлены участниками пленэра

Фоторепортаж