ПОСЛУШАЙ, КАК ЗВУКИ ХРУСТАЛЬНО ЧИСТЫ

НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ И СТАРИННАЯ КЛАССИКА БЫЛИ ИСПОЛНЕНЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

00:00, 23 марта 2010г, Культура 6102


ПОСЛУШАЙ, КАК ЗВУКИ ХРУСТАЛЬНО ЧИСТЫ Фото №1

Программа концерта "Немецкая музыка" продолжила начатый в прошлом творческом сезоне краевой филармонии цикл "Музыка народов мира". В нем уже прозвучали мелодии Франции и Молдавии, Венгрии и Румынии, Италии и Украины.

И вот теперь - очередное музыкальное путешествие по землям Германии, соединившее в себе различные жанры, географию и неповторимые особенности творчества широко или малоизвестных композиторов разных эпох. Исполнялись "Аллилуйя", немецкие танцы N 4 и 6, а также фрагменты из оперы "Волшебная флейта" Моцарта, "Менуэт" Бетховена и "Музыкальный момент" Шуберта, полька "Трик-трак" и вальс Wein, weib und Gesang Штрауса, части из вокального цикла Вагнера на стихи М.Везендонка, пьесы Фоссена и Герлаха, немецкие народные песни, танцевальная народная музыка, попурри на музыку разных земель Германии.

Художественный руководитель и дирижер оркестра - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Николай Корниенко не без умысла выбрал произведения, более привычные уху знатока в исполнении симфонического оркестра, нежели народных инструментов. Тем интереснее показалась интерпретация их в новом звучании. Была в этом замысле и другая, чисто педагогическая цель (оркестр-то - студенческий!) - дать возможность молодым, начинающим музыкантам попробовать свои силы не только в академических рамках, но и вкусить прелесть вольного обращения с каноническим звучанием. А кроме того, Корниенко по заведенной в оркестре традиции нередко уступает место за дирижерским пультом музыкантам-исполнителям или даже студентам. Так было и в этот раз.

Своеобразный дирижерский дебют состоялся у первой домры оркестра Ольги Тереховой. Под ее руководством были исполнены произведения Бетховена, Шуберта и Штрауса. А солировали учащиеся ДШИ N 5 Вероника Четвертакова и Анна Алферова, обе - стипендиаты фонда "Юные дарования Алтая", лауреаты краевых конкурсов. Школьницы так часто выступают вместе, что сформировали очень слаженный инструментальный дуэт со своей особенной манерой исполнения: техника у них как у настоящих конкурсанток. С первых нот звучания девушки задали такой темп оркестру, что не осталось никаких сомнений в том, кто же ведущий в этом ансамбле.

Кроме домристок с оркестром выступали и другие исполнители: вокалистка Анна Кирюта, аккордеонист Юрий Крикун, детский вокальный ансамбль детской музыкальной школы-лицея АлтГМК "Сентябринки" (руководитель Инесса Грицай), народный молодежный вокально-хореографический ансамбль "Лореляй" Российско-немецкого дома. Художественный руководитель этого прославленного коллектива - заслуженный работник культуры РФ Александр Березиков, балетмейстер - Елена Березикова, хормейстер - Инесса Грицай. Она, кстати, тоже выступила в роли дирижера, когда ее воспитанники из ансамбля "Сентябринки" пели под аккомпанемент оркестра. Для музыкантов это, между прочим, тоже была хорошая школа, так как манера ее управления оркестром с позиций концертмейстера отличается от руки оркестрового дирижера. Но обе стороны - и исполнители, и руководитель - остались довольны друг другом и сочли такие дирижерские опыты полезными.

Были свои особенности и в оркестровом сопровождении выступления известного виртуоза Юрия Крикуна. Важно было не заглушить солиста, но в то же время и не "потеряться " на его фоне. Тем более что пьеса Фоссена "Флиг-флаг" ("Карусель") изначально написана для аккордеона, и художественный руководитель оркестра Николай Корниенко "адаптировал" ее для оркестрового звучания, сделав собственную инструментовку произведения. К слову, и не только этой пьесы. Все классические произведения, включенные в программу, написаны вовсе даже не для оркестра русских народных инструментов, так что пришлось их "приспосабливать" для такого состава инструментов. Но от этой "вольности" произведения только выиграли. Вот и дуэт солирующего аккордеона с оркестром получился эффектным. От такого сценического соседства инструмент получил неожиданно впечатляющее оттенение.

Ярким, запоминающимся моментом концерта стало и выступление ансамбля "Лореляй". Накануне коллектив побывал в Германии, где с большим успехом участвовал в фестивале немецкой национальной музыки. Российских артистов принимали восторженно. Впечатления от поездки, конечно же, не могли не отразиться на выступлении ансамбля и на родной земле. Особенно горячо воспринимается зрителями танец со шлерами. Так называются деревянные башмаки, напоминающие сабо, которые когда-то носили жители Германии. Танец живет в репертуаре коллектива с его основания, но по-прежнему любим как самими артистами, так и зрителями.

Вообще публика очень тепло принимала выступление студенческого оркестра. Зрители долго не отпускали артистов со сцены, награждая их аплодисментами.

Следующий, апрельский концерт цикла "Музыка народов мира" будет посвящен Востоку. Истинные ценители заранее покупают билеты. Они ждут сюрпризов и уверены, что они будут. Филармонический университетский русский оркестр (ФУРОр) умеет производить фурор.

Фоторепортаж