Как в Алтайском крае деятели культуры поднимали боевой дух в годы ВОВ

18:40, 09 мая 2024г, Культура 1197


Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева
Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева
Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева
Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева
Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева миниатюра
Фото предоставили Владимир Шнайдер и замдиректора ГМИЛИКА Елена Огнева миниатюра

Есть известное выражение «Когда говорят пушки, музы молчат», но это не так. Во время Великой Отечественной войны литература, музыка, искусство помогали поднять боевой дух нашим бойцам, вдохновляли на подвиг.

Алтайский КЭБ

В войну на Алтае устройством концертов в тылу и воинских частях занималось Алтайское краевое концертно-эстрадное бюро. Оно организовывало гастроли артистов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В концертных бригадах Алтайского КЭБ было немало известных имен. Среди них солист Харьковской оперы Михаил Роменский, солист Малого ленинградского оперного театра и Куйбышевской оперы Константин Дорожинский, композитор Виктор Горышник, переводчик и музыкант Татьяна Лещенко-Сухомлина, цирковые наездницы Клеопатра и Евгения Лапиадо.

В 1943 году Алтайское концертное бюро располагало четырьмя штатными бригадами артистов. В первую бригаду входили вокалисты академического направления, пианист-аккомпаниатор, балетная пара и ведущий. Вторая бригада представляла собой небольшую группу артистов Украинского театра музыкальной комедии. Третья бригада называлась эстрадно-цирковой и состояла из артистов ориги­нального жанра, клоуна-эксцентрика и ксилофонистки. Четвертая была цыганским ансамблем песни и пляски.

Упоминания о фронтовых концертных бригадах в документах Алтайской краевой филармонии встречаются с марта 1944 года. Одну из бригад в середине февраля 1945 года направили в Читу в расположение час­тей Забайкальского фронта. В состав фронтовой бригады входили певцы, балалаечники, чтецы, артисты эстрадного жанра. Судя по всему, выступления артистов с Алтая проходили успешно, поскольку сроки их пребывания в Забайкалье были продлены: фронтовая бригада проработала до победного мая. А уже в июне 1945 года в Барнаул поступил запрос с Дальнего Востока. Бригада выехала в Хабаровск 21 июня в обновленном составе. Двух вока­листок пришлось заменить, они вышли замуж во время гастролей в воинских частях Забайкальского фронта.

Гастроли на Дальнем Востоке также прошли успешно. Артисты фронтовой концертной бригады награждены медалями «За победу над Японией».

Во время войны в тылу тоже была довольно насыщенная культурная жизнь.

В Барнауле в 1942 году выступал знаменитый маг и экстрасенс Вольф Мессинг. В Москве поговаривали, что провидец отправлен в Сибирь не просто так, а для работы с курсантами засекреченной разведшколы. Но это не нашло пока фактического подтверждения.

В 1943 году в Рубцовске, Барнауле и Бийске выступил Леонид Утёсов. Вместе с музыкантами джаз-оркестра он создал концертную программу «Бей врага» и выступал с ней на фронте и в тылу. Она имела огромный успех.

Художественная самодеятельность

Алексея Самохвалова, в будущем известного артиста краевого театра драмы, призвали в ряды Красной армии, когда он сдавал экзамены за второй курс в Алтайском краевом театральном училище. Он успел получить «отлично» за мастерство актера, остальные предметы пришлось отложить.

– 22 августа 1941 года я получил повестку. В один день в райвоенсовете была сформирована команда из 41 человека. Набрали нас для Иркутского авиационного училища, – написал в своей книге «Исповедь провинциального актёра» Алексей Николаевич.

Правда, послужить в авиации ему было не суждено. Со своим богатырским ростом он занимал слишком много места в кабине самолета. Его отправили на Забайкальский фронт. В артиллерийском зенитном дивизионе он первым из сослуживцев получил значок «Отличный разведчик».

– Воздушная разведка велась прибором ПЗО-2. В бинокль надо было поймать летящий вражеский самолет, определить координаты и так точно навести цель, чтобы входило острие иголки, и тогда срабатывала система и непосредственно с пушки шел выстрел. Острота зрения тут должна быть безупречной. Меня считали одним из самых зорких и первым в дивизии отметили наградой, – говорится в книге.

Он руководил художественной самодеятельностью в армейском клубе, ставил пьесы, в «Русских людях» Константина Симонова сам сыграл Сафонова.

– Однажды на смотр армейской самодеятельности я подготовил только что напечатанное в газете стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста».

Смотр проходил в Чите. Номер произвел огромное впечатление, и мне присудили первое место. А потом меня с «Сыном артиллериста» куда только не возили – на все концерты, праздники, конкурсы! Почти все Забайкалье проехал я с этим стихотворением и стал своего рода «известным артистом».

После этого мне поручили очень ответственное дело – читать приказы Верховного главнокомандующего. Выстраивалась часть, я выходил в центр и громким, дикторским голосом зачитывал приказ. Конечно, волнения было достаточно, бывало, у меня у самого мурашки ползли по коже… Никогда не забуду страшный сталинский приказ «Ни шагу назад!». Я прочитал его в нескольких частях, и всегда горло перехватывало… – написал в своих воспоминаниях фронтовик.

Победу он встретил в Москве, в то время его направили учиться в Институт иностранных языков Советской Армии.

Актер вспоминает, как в день победы оказался на Красной площади со своими товарищами.

– Шум, крики, песни, смех…То и дело толпа поднимала на руки какого-нибудь солдата-фронтовика, качали героя, кричали «ура», несли его через всю площадь… Как молния, по толпе пронесся слух, что на Кремлёвской стене появился Иосиф Виссарионович Сталин, толпа взревела, но увидеть Верховного главнокомандующего нам так и не удалось.

Нас вынесло (давлением толпы) к Васильевскому спуску, там уже было посвободней, можно было вздохнуть. Самым пиком праздника стал салют, и, хотя он был не первым в Москве (салютами отмечали все победные битвы, освобождение наших территорий), но этот был самым красивым, самым мощным, самым незабываемым, – вспоминал Алексей Самохвалов.

Боевые стихи

Военный журналист Борис Кауров работал в 1950-е годы в «Алтайской правде» и в «Молодёжи Алтая».

Уроженца Бурят-Монгольской АССР Бориса Андреевича призвали в ряды РККА в ноябре 1942 года. Он попал в 382-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион 36-й мотострелковой дивизии 17-й недействующей армии Забайкальского фронта. В основном армия дислоцировалась в Монголии. В действии находилась с 9 августа по 3 сентября 1945 года, принимала участие в Хингано-Мукденской операции.

Согласно исследованиям краеведа Владимира Шнайдера, творческий дебют в армейской газете «Героическая красноармейская» состоялся у него предположительно в 1942 или 1943 году. Опубликовали его стихи о друзьях-однополчанах. Позже, уже в звании младшего лейтенанта, Бориса Анд­реевича перевели в дивизионную газету «На страже» инструктором-литератором, где он редактировал отдел «Штыком и смехом» и вел боевой раешник «Слово Игната, младшего брата бывалого солдата».

В сентябре 1945 года награжден орденом Красной Звезды.

В 1946 году его стихотворения появились в центральных изданиях. После опуб­ликования произведения «Новичку» в газете «Комсомольская правда» автору пришло несколько десятков писем от любителей и ценителей поэзии. А следом в журнале «Звезда» напечатали цикл стихов о пограничниках. И вновь доброжелательные, теп­лые отзывы.

После расформирования 17-й армии Борис Андреевич продолжил службу в армейских газетах, а в декабре 1948 года в звании старшего лейтенанта уволился в запас.

В 1953 году Борис Андреевич приезжает в Барнаул и устраивается в газету «Алтайская правда» литературным консультантом. На тот период она считалась кузницей писательских кадров. Среди маститых авторов были Марк Юдалевич, Александр Демченко, Алексей Сотников…

В 1957 году он переходит из «Алтайской правды» в газету «Молодёжь Алтая» на должность ответственного секретаря, чтобы освободить время для творчества. Библиотеки хранят сборники стихов поэ­та-фронтовика: «Звёзды на холмах», «Разговор с дождём», «О чём поют ручьи», «Уходящим на восток». Вот его стихотворение.

Сны

На солдатских путях заграничных,

В блиндажах и окопах не раз

Снился мне – неизменно, привычно –

Дедом срубленный, черепичный

Дом, в котором живу сейчас.

Засыпая под жёсткой шинелью,

Видел рощи, поля и луга –

Всё, что в кровь я впитал с колыбели,

Всё, где годы прошли – не недели,

Всё, чем Родина мне дорога.

И как прежде, сейчас вереницей

Сны приходят ко мне иногда.

Но одно мне совсем не снится –

Надоевшая заграница,

Чужеземные города.

Фоторепортаж