Как живется книжному и издательскому бизнесу в Барнауле

14:03, 01 марта 2019г, Экономика 1402


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Несмотря на популярность электронной книги, бумажный формат никуда не делся. Мы решили в связи с этим узнать, как живется книжному и издательскому бизнесу в краевой столице, а также выяснить, почему книга стала такой дорогой.

Книжные сети

«Бисер», «Книги», «Книжный мир», «Летопись» – названия книжных магазинов, известные барнаульцам нескольких поколений.

По словам Юрия Панова, индивидуального предпринимателя, владельца книжного магазина «Летопись», специфика книжного бизнеса, как и начинка книжных магазинов, за 20 лет, что он в бизнесе, порядком изменилась.

– Я занимаюсь продажей книг с 1987 года. После советского периода дефицита на фантастику, приключения и детективы художественные произведения разбирали влет. Я был в то время студентом, поставлял книги в магазины с алма-атинских ярмарок. С появлением Интернета и электронной книги объемы продаж упали. Школьники и студенты перестали покупать книги, чтобы написать дипломную работу или реферат. Теперь можно скачать на специализированных сайтах все что угодно. Приходится разбавлять книжную продукцию канцтоварами, развивающими играми, хенд-мейдом.

По словам Юрия Геннадьевича, в советское время люди гонялись за художественной литературой, сейчас крен в сторону самообразования, психологии. Поэтому рынок щедро предлагает книги на темы: как заработать миллион, как стать счастливым, как написать книгу и так далее. Процент присутствия в магазинах продукции региональных издательств минимальный, в основном это фотоальбомы с видами достопримечательностей.

– Мы держимся на плаву благодаря тому, что перестали покупать книги у посредников, сами выходим на издательства, ищем, где дешевле. Бывает, что нам предлагают бесплатную доставку. Кроме того, мы не арендуем помещение, работаем в собственном. За счет этого держим цены чуть ниже, чем в федеральной книжной сети, которая закладывает в стоимость продукции плату за аренду.

Чтобы минимизировать риски продаж, никогда не берем помногу экземпляров одного автора. Менеджер отслеживает модные тенденции, топы федеральных продаж, изучает покупательский спрос на современных авторов, на новинки. Нужно работать с покупателями и спрашивать, что их интересует, тогда будете знать, какие книги в каком объеме разойдутся, – считает предприниматель.

По мнению Юрия Панова, нужно учитывать сезонность продаж. Повышение покупательского спроса наблюдается перед началом учебного года, когда массово закупают учебники и школьные тетради, классическую литературу. Летом книги берут мало, потому что народ настроен на отдых. Кулинарные пособия приобретают в основном зимой и к 8 Марта. Садоводческая литература востребована весной и летом.

Мы посетовали на дороговизну книг в магазинах, на что предприниматель заметил:

– Накрутка торговли – процентов 80 от закупочной цены, так как у продавцов очень много издержек: аренда, транспортные расходы, коммуналка, налоги. При этом часть книг приходится списывать, сдавать на макулатуру, так как их никто не покупает. Нужно как-то покрывать риски. Единственный плюс – НДС на производство и продажу художественных книг начисляется в два раза меньше, чем на все остальное, и составляет 10 процентов. Но одними книгами сыт не будешь.

Издательства

Как отметила Олеся Корвякова, дизайнер барнаульской типографии «Новый формат», небольшое производство живет за счет издательства книг (воспоминания, стихи, сказки и т. п.) частных клиентов, которые обращаются из различных уголков России.

–  За десять лет, что мы на рынке, многое в издательском бизнесе поменялось, – считает она. – Раньше было много государственных организаций, ведомств, которые заказывали в местных издательствах бланки, брошюры, листовки, журналы, этикетки. Сейчас этого уже нет, все делают самостоятельно. Бывает, что преподаватели заказывают свои работы для подтверждения научной степени. Но основные заказчики – частные авторы. Им нужен небольшой тираж в основном для себя, родственников. Меньший процент профессиональных литераторов, которым нужны книги на продажу, так как рынок перенасыщен художественной литературой.

Стоимость книги, по словам Олеси Корвяковой, складывается из верстки, редактуры, печати, затрат на краску, бумагу. 20 – 30 процентов от стоимости книги закладывается на прибыль. Выгоднее для издательства мягкий переплет – он быстрее делается. А если картинки, цифровая печать, то прибыль меньше. Немалую роль играет тираж: если он большой, то и прибыль будет выше.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, издательства стараются не грешить по цене.

–  Особенно в Центральной России мы заметно отличаемся от конкурентов, где цены изрядно завышены. Стараемся работать с поставщиками: ищем недорогую краску, бумагу, оборудование, при этом следим за качеством, – говорит она. – Правда, иногда нас обходят конкуренты, предлагают услугу по более низким ценам. Например, в Московской области цветная книга в твердом переплете дешевле, чем у нас. Видимо, оборудование у них другое или что-то еще.

Мы держимся на рынке за счет рекламы и сарафанного радио. Просим оставлять рекомендации тех, кто у нас печатался, работаем с клиентами в тесном контакте, извещаем их, на каком этапе у нас производство заказа, выходим на презентации книг наших авторов.

По словам Олеси Корвяковой, в последнее время небольшие издательства уходят с рынка либо сокращают объемы производства, сосредотачиваются на узком профиле.

– 10 лет назад у нас было 20 сотрудников, сейчас 10. Раньше мы, как и многие другие издательства, занимались наружной рекламой, сувениркой, сейчас так работать невыгодно. Появились профильное дорогостоящее оборудование, классные специалисты в каждой из перечисленных сфер, рынок перенасыщен предложениями. Мы решили, что лучше сосредоточиться на чем-то одном и быть профи в этом, – считает она.

Самиздат

По словам Юлии Нифонтовой, члена Союза писателей России, писателя, редактора отдела литературных издательских проектов краевой библиотеки им. Шишкова, часть книг алтайских авторов в регионе издается на средства краевого бюджета. Это книги, рекомендованные к изданию издательским советом при губернаторе края из серии «Алтай. Судьба. Эпоха», «Литературное наследие Алтая», а также произведения современных авторов, победившие в краевом конкурсе литературных произведений.

99 процентов художественных произведений, доходящих до читателей, алтайскими писателями издается благодаря собственным усилиям.

–  Я около 20 лет нахожусь в писательской среде и знаю, что люди, которые хотят увидеть свою книгу в печатном виде, откладывают с пенсии, экономят, чтобы выпустить очередное произведение. В местных издательствах затраты на печать сборника стихов составляют 20 – 50 тысяч рублей, прозу, если это объемное произведение, можно напечатать минимум за 100 – 200 тысяч рублей, детскую литературу с цветными иллюстрациями – от 300 тысяч рублей. Только небольшому проценту писателей посчастливилось найти постоянного мецената. В свое время таким человеком для краевого Союза писателей был гендиректор Алтайского дома печати Николай Теодорович Герцен. Так вышел многотомник Владимира Борисовича Свинцова. Нынешнее руководство издательства тоже делает преференции алтайским авторам. К сожалению, московским издательствам неинтересно раскручивать неизвестного автора, так как это ведет к финансовым рискам. Практически нереально туда пробиться из регионов. Хотя исключения из правил есть. Был удачный проект московского издательства с алтайским автором Ириной Бобровой. В прошлом году самым издаваемым в столице писателем из Алтайского края стал Станислав Васильевич Вторушин. У него в юбилей вышло сразу несколько книг в издательстве «Вече».

Как отметила Юлия Нифонтова, один из путей попасть в крупное издательство – раскрутка в Сети.

–  Легко сказать – сделайте из себя бренд, – говорит она. – Каждый из авторов старается поддерживать связь с потенциальными читателями в соцсетях, делиться публикациями, но это не так просто. Наша Елена Ожич уже стала неким брендом, в том числе и благодаря соцсетям, и ее книги востребованы издательствами. Речь не идет о больших гонорарах, но хотя бы ее бесплатно издают. Недавно вышла ее новая замечательная книга «Девчачьи нежности». Бывает, напротив, человек не слишком любит публичность, а его произведения расходятся мгновенно без всякого продвижения. Так происходит в случае с писателем Валерием Степановичем Котеленцем. Качество его литературы говорит само за себя.

Как отметила Юлия Нифонтова, у писателей нет литературных агентов и если они сами не предложат книжным магазинам свои произведения, их там не будет. Полки с книгами алтайских писателей есть в сети магазинов «Бисер», «Книги», в «Книжном мире». Особенно быстро расходятся исследования о крае, Барнауле, мифы и легенды городов.

–  Но иногда книжка расходится и без участия магазинов, – рассказывает Юлия. – В прошлом году мою книгу (победитель краевого литературного конкурса) «Ермошка Добродей и волшебные часы» просто скупили школьные библиотеки, мне даже пришлось повторить тираж. Обычно авторы не умеют продавать свои книги, стараются хотя бы оправдать затраты на издательство. Бывает, когда литературный талант и продвиженческий совпадают. Например, Ольга Кан (сейчас работает в Москве), когда жила на Алтае, умело продвигала свои книги детских стихов на презентациях, многочисленных выступлениях в учебных заведениях, санаториях. Расходились все книги, несмотря на их значительную стоимость. Читателям выгоднее покупать книги на презентациях без магазинной накрутки, да еще и с авторским автографом.

Фоторепортаж