В Алтайском крае упал спрос на сельхозтехнику

08:20, 09 февраля 2023г, Экономика 764


В Алтайском крае упал спрос на сельхозтехнику Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Крупные продавцы сельхозтехники обеспокоены снижением покупательской активности аграриев и предлагают усилить государственную поддержку отрасли.

Говорит «Европа»

Торговая компания «Европа» является дилером самого крупного в России завода сельхозмашиностроения «Ростсельмаш», который выпускает зерно и кормоуборочные комбайны, тракторы, косилки и другую сельхозтехнику и имеет зависимость от импортных деталей и узлов.

– В этом ничего удивительного нет, – считает директор «ТК «Европа» Александр Перевозчиков. – После февральских событий мы ожидали пессимистичных прогнозов, но они не сбылись, так как месяца на три работы у завода был запас комплектующих. Но сразу в марте «Ростсельмаш» вынужден был поднять цену на свою продукцию на 20%, как и другие заводы.

По оценке эксперта, в прошлом году субсидированные цены на технику выросли на 20%, на запчасти производства «Ростсельмаш» – на 25%, на зарубежные детали – на 35–40%.

И уже в марте «Ростсельмаш» исчерпал свою квоту в рамках постановления Правительства РФ № 1432, которая предусматривала субсидию 15%. В связи с чем суммарный рост цен на 35% стал для крестьян некоторым шоком. Но коллапса не произошло, просто сроки выпуска некоторых моделей растянулись. Кроме того, после отмены поставок импортных комбайнов крестьяне пошли к продавцам отечественной техники, что усилило ее дефицит.

Перевозчиков отметил, что, несмотря на исчерпание квоты в рамках постановления № 1432, его компания "Европа" продала около 40% машин со скидкой по программе 1432, так как они заранее были законтрактованы крестьянами. В прошлом году было продано 289 комбайнов и самоходных косилок, что закрыло около 65% потребностей алтайского рынка.

Но по продажам тракторов произошел спад. Дело в том, что еще в 2007 году «Ростсельмаш» приобрел 80% канадской компании Buhler Industries и купил лицензию в Японии на производство коробки передач,  что позволило производить машины мощностью 375 л. с. А для изготовления более мощных тракторов (до 570 л. с.) нужны автоматические коробки компании Caterpillar. С их приобретением проблемы. Поэтому таких машин ТК «Европа» продала за прошлый год всего четыре и на этот год в план поставила только несколько штук.

– А потребности в них большие, так как наши аграрии используют широкозахватные орудия. И их дефицит – серьезная проблема, – замечает Александр Перевозчиков.

Он говорит, что с прошлого года на комбайны «Ростсельмаш» вместо американских двигателей Cummins устанавливает продукцию Ярославского моторного завода, а на трактора – китайские силовые агрегаты.

На этот год «Европе» и «Ростсельмашем» утвердили план поставок техники в Алтайский край на 40% больше факта продаж 2022 года. Аванс оплачен по май. По двум дилерским центрам «Ростсельмаш», в крае, планируется продать около 400 машин.

– Если в прошлом году было примерно 300 штук, то нынешний рост существенный, – замечает директор «Европы». – Даже если завод нам не поставит нужное количество, то ничего страшного. Мы наблюдаем сужение спроса, так что дай бог выйти на уровень прошлого года.

Снижение спроса, по оценке Перевозчикова связано с тем, что осенью 2022 года сервисный центр компании был загружен ремонтом комбайном и двигателей горазда больше, чем  в предыдущие годы. Это стало лакмусовой бумажкой того, что спрос клиентов на новую технику сужается.

Продолжает «АСМ-Алтай»

«АСМ-Алтай» является дилером Петербургского тракторного завода (ПТЗ), который выпускает известные «Кировцы».

По словам директора «АСМ-Алтай» Михаила Геронимуса, техническая политика ПТЗ всегда опиралась на отечественных поставщиков комплектующих, поэтому уровень локализации его продукции составляет 90% и февральские события практически не отразились на выпуске завода. Более того, по итогам года предприятию удалось выпустить 4300 машин – на 700 больше, чем в 2021 году. Соответственно, и «АСМ-Алтай» увеличил продажи в крае со 100 до 300 тракторов.

– Спрос на «Кировцы» достаточно высок. Но есть и проблемы, – замечает Михаил Геронимус. – Если первую половину 2022 года мы имели договоры еще в IV квартале 2021 года, то на этот год заключили недавно только 20 контрактов. Эти тракторы есть в наличии, но отсутствует спрос. Его надо стимулировать.

Директор «АСМ-Алтай» вспоминает, что, когда была высокая цена на продукцию растениеводства, крестьяне больше приобретали технику без субсидий. И были лимиты в программе льготного кредитования. Но как только зерно и масличные стали дешеветь, лимиты закончились. Продукция «Ростсельмаша» и Петербургского тракторного завода из программы субсидирования исключена, в ней остались только прицепные механизмы.

– Сегодня мы ищем пути для стимуляции спроса. Но правильнее было бы увеличить господдержку для крестьян, – считает Михаил Геронимус.

По мнению краевых властей, аграрии меньше стали приобретать техники, так как приберегают в закромах урожай в ожидании роста на цен на свою растениеводческую продукцию. Сегодня они уже сделали заявки на сельхозтехнику на уровне чуть меньше прошлогоднего. Но вот если бы федеральное правительство отменило или хотя бы снизило экспортные пошлины на пшеницу и семена масличных культур, то крестьянские цены начали свой рост.

Это хорошо для крестьян, но плохо для рядовых граждан.

Фоторепортаж