«Любящая и не бросающая тебя»
19:24, 07 января 2022г, Общество 1781
Фото Олег БОГДАНОВ
«Человек сейчас придавлен множеством обстоятельств: семейных, финансовых, политических, бытовых или вот ситуацией с коронавирусом – просвета не видать. Но душе нужны радость и свет. Место, где каждый вошедший может отдохнуть, продышаться. Храм» – ощущение, что и сам отец Александр Липовцев светится счастьем. Еще бы! То, что удалось им сделать с прихожанами, – настоящее чудо.
Всё возвращается
Впервые церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, одна из старейших на Алтае, упоминается в 1766 году как заводская, Павловского завода Барнаульского уезда. Летом 1934-го она разделила судьбы многих других в России – была разрушена. А как выглядела, можно сегодня увидеть в картинной галерее Павловска, на полотне известного алтайского художника Геннадия Борунова «Последний звон».
Через девяносто без малого лет после той трагедии в Павловске отстроили храм новый, кирпичный, на том же месте, на взгорке, видный издалека.
Для отца Александра это уже четвертый храм, в возведение которых он вложил свои знания и душу. Прежде были Церковь Всех Скорбящих Радости на станции Бешенцево, храм Веры, Надежды, Любви в Березовке, что под Новоалтайском, и еще один, в Рогозихе, построенный отцом и сыном Величкиными, Леонидом и Геннадием.
Служить в Павловске Липовцева назначили в 2006 году, когда только-только начали расти стены. Стройка стала по-настоящему народной. Местная СПМК возвела фундамент и цоколь здания. Бизнесмен и политик Владимир Попов доставил облицовочный кирпич. Павловский лесхоз помогает стройматериалами. Кровельные, потолочные работы и отделку взяли на себя специалисты компании «Строитель» (руководитель Сергей Калмыков). Дизайн внешнего вида храма, плиточных покрытий, иконостаса, киотов создан стараниями Елены Назаровой, Ирины Бакуменко и Павла Бежацкого. Посильный вклад вносили прихожане, жители Павловска и Барнаула. То, что получилось, правильнее было бы назвать храмовым комплексом с автономной системой теплоснабжения и помещениями, необходимыми для работы социальных волонтеров, воскресной школы и трапезной, где прихожане после службы могут попить чайку, обсудить проблемы общины.
Русский Север
Внешне – основательный, на века поставленный. Внутри – легкий, ажурный, летящий. Батюшка рассказывает, что этого эффекта добивались с помощью 3D моделирования пространства. И сегодня у людей (едут теперь в Павловск даже из краевой столицы, где и своих церквей хватает. – Прим. авт.), впервые попадающих во Введенский храм, реакция примерно одна и та же – восторг от кружевного декора, залитого медовым светом. Я бы отнесла этот стиль к византийскому, однако собеседник удивляет:
– Отчасти, но это и Русский Север тоже, деревянное кружево делали по его исконным мотивам, соединив с техникой перегородчатой холодной эмали. Так украшают предметы ценной церковной утвари. В сетку из перегородок заливается цветная эмаль, затем фрагмент запекают при высокой температуре, получается очень красиво, – батюшка демонстрирует декорированную таким способом Библию.
Но речь-то – о немалом пространстве! Не веря глазам своим, рассматриваю новые киоты, украшенные такой эмалью. Смотрится невероятно роскошно и торжественно, но ведь это, должно быть, и дорого!
Липовцев секретом поделился. Несколько экспериментов по смешиванию обычной эпоксидной смолы с пигментом нужного цвета – все, эмаль готова. Объем работ, конечно, немаленький, но помогают активисты общины, приходят в свободное время и, вооружившись шприцами, наполняют смесью крошечные ячейки. Потом готовые элементы собираются, как конструктор, и монтируются на стенах. К Рождеству стараются успеть, чтобы торжественная литургия прошла уже в завершенных интерьерах.
Голь на выдумки хитра, так же примерно вышли из положения и с образами – Пресвятой Бородицы, Архистратига Михаила, Архангела Гавриила… Работы иконописцев не по карману сельскому приходу, но есть же возможности современной фотографии! Очень качественным считается фото «весом» 15–20 мегабайт. Так вот, в храме использованы фотокопии в 250. А ультрафиолетовая печать на листах МДФ делает такие изображения практически вечными, не выцветающими от времени и солнечного света.
Наука помогает
Тяга батюшки к изобретательству вполне объяснима. В мирской своей жизни он окончил МИФИ, был физиком-ядерщиком.
Студенчество будущего православного священника пришлось на начало 90-х, время, когда не было у россиян не только национальной, но и любой другой объединяющей идеи. Каждый выживал как мог. Липовцева спасли… храмы Москвы и Подмосковья, древние, величественные, каких он не видел на Алтае. В выходной день парень закидывал за плечи рюкзак и отправлялся по духовно-историческим местам, изучал православную архитектуру, сидел в библиотеках, беседовал с отцами. Словно само собой получилось, что стал помогать возрождать церкви Коломенского…
– Люди по-разному к вере приходят, многие говорят, что горе привело. А меня – радость, – рассказывает священник. – Счастье переосмысления и открытия новых мировоззренческих горизонтов, гармонии храмовой жизни, в которой каждый находит ответы на свои вопросы. Приступив к служению, я, наверное, просто реализовал то, что искал.
Вопрос, разламывающий сознание, давно уже просится с языка: как может верить в чудо, в высшие силы физик-ядерщик, точно знающий, как устроены структуры мира?
– Наука вере не противоречит, наоборот, гармонично дополняет красоту творений Господа. Представьте вокзал, с которого уходят тысячи поездов, и человека, который оказался там впервые, не зная, куда и зачем ему ехать. Наука дает инструменты познания всего сущего, а вера – это метафизика, объясняющая смысл нашего пребывания здесь. И если вычеркнуть вопросы веры, оставив лишь знания, мы получим… теорию Ницше в чистом виде. Программу самоуничтожения, в которой человек – «покойник в отпуске». Появляется из небытия, как бабочка-однодневка, и так же исчезает, не оставив по себе памяти. Спасает лишь она, первопричина мира, любящая и не бросающая тебя.
В такой гармонии и выросли дети Липовцевых, батюшки Александра и матушки Ксении. Старший, Георгий, учится в морской академии имени адмирала Макарова, дочь Анастасия – в институте культуры, а младший Миша – в физико-математическом классе барнаульской гимназии № 42.
Фамилия – Христовы
В буднее утро людей в храме немного, есть возможность как следует рассмотреть все хорошенько. Умилили скамеечки вдоль стен. Интересно, почему их нет в достаточном количестве в других православных храмах? Ведь большинство прихожан – люди немолодые. Выстоять службу им непросто. С одной стороны, это настоящее испытание духа, а с другой… Первые шаги в воцерковленной жизни – самые сложные. Батюшка Александр называет этот момент одним из решающих в выборе человека, ссылаясь при этом на слова святителя Феофана Затворника: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».
А как понять смысл молитв носителю современного русского языка, если звучат они на старославянском? Священник решает проблему так: Евангелие воскресного дня, скажем, читает и в каноническом, и в доступном новичку вариантах, чтобы была у него возможность постичь смысл и силу слов – обращений к Господу не спеша, обдуманно.
По мнению собеседника, это момент открытости и доступности церкви для всех, кто в нее приходит:
– Человек сейчас придавлен множеством обстоятельств: семейных, финансовых, политических, бытовых, коронавирусом – просвета не видать. Но душе нужны радость и свет. Место, где каждый вошедший может продышаться. Храм. Мы этой концепции радости и внутреннее оформление пространства подчинили. Ведь церковь – это дипломатическое представительство Царствия Божьего на Земле. Когда малыш приходит в этот мир, он получает паспорт его гражданина в момент Крещения и носит его потом всю жизнь у сердца. Мы здесь все – сыновья и дочери, братья и сестры. Семья с одной на всех фамилией – Христовы.
В общине сельского храма – около ста человек. Люди живут проблемами друг друга, поддерживают заболевших, попавших в сложную жизненную ситуацию. Подают пример милосердия односельчанам. Но если вникнуть в историю сибирского села, то вот так, соборно, оно всегда и выживало.
Дом милосердия
Из множества социальных программ, которые ведет Введенский храм, помощь людям, страдающим алкогольной зависимостью, самая, пожалуй, обширная. Объединяет она не только людей зависимых, но и так называемых созависимых – мам, бабушек, жен, сестер. Тех, кто волей-неволей вовлечен в эту самую распространенную беду России. Ее ни обойти, ни объехать и вылечить можно, только если тело вместе с душой врачуется.
– Всегда больно, когда, несмотря на все попытки вылечиться, прямо на твоих глазах из-за пристрастия к алкоголю уходят молодые люди, умницы с высшим образованием, трудолюбивые, талантливые. Как священник, в поисках способов действенной помощи десять лет назад я стал сотрудничать с краевым движением анонимных алкоголиков. Первое время страждущих ребят возил из Павловска в Барнаул, но теперь и наша сельская группа «Прозрение» неплохо работает. Среди множества форм реабилитации, социальной, трудовой, нравственной, духовной, есть одна, на мой взгляд, самая эффективная. Когда с новичками действующих групп успешным опытом преодоления зависимости делятся люди, уже несколько лет живущие в абсолютной трезвости. Общение на равных не переоценить.
К слову, именно в христианской среде возникли первые в России общества анонимных алкоголиков, еще до революции, и принципы их работы базировались на евангельских ценностях, на заповедях Нагорной проповеди, на абсолютах Христовых – любви к ближнему, бескорыстия, праведности, честности, покаяния… Все они вошли в фундаментальную программу таких сообществ, «12 шагов».
Проблема касается и городов, и сел, но в городе проще быть анонимным. В селе не назовешься Петром, если все знают, что ты Василий. В этом и сложность, и надежда.
В небольшом Доме милосердия при храме могут найти приют до десяти человек одновременно. История каждого из обитателей – это опыт потерь: доброго имени, репутации, семьи, человеческого облика… Сюда приходят по доброй воле будучи на волоске от гибели. Условие пребывания в православном реабилитационном центре – неукоснительное выполнение принятых абсолютов, от соблюдения канонов храмовой жизни до послушания. Насельники благоустраивают храмовую территорию, помогают местным пенсионерам и т. д. А не по нраву человеку такая жизнь – уйти может в любой момент, двери открыты.
– Здесь, в этих стенах, размещался бывший Павловский храм, пока новый строился. Сколько людей отсюда мы проводили к Богу, сколько родилось для Бога… И когда год назад отпраздновали новоселье, администрация района пошла нам навстречу. Это здание оставила за нами, под Дом милосердия, – рассказывает батюшка об очередном социальном проекте.
Поначалу были сомнения: на что его содержать, как прокормить насельников. Но получилась христианская коммуна на самообеспечении.
К слову, здесь уже и семья одна образовалась. Жил-был в Доме милосердия парень, познакомился в сообществе с девушкой-бийчанкой, вместе они уехали в Бийск.
Один из насельников, Сергей, собирается на работу. Он – исторически первый житель Дома милосердия, пришел сюда, как только он открылся. Его товарищ Артём (имя изменено), из «бывших», в кадр попасть не хочет. Слишком высокой ценой пришлось восстанавливать доброе имя и репутацию, едва не утраченные из-за водки. Сергей же, напротив, прочитав с утра «Утренние размышления о вере», готов, пока чай пьем, и говорить, и сниматься:
– Меня Господь сюда привел, вразумил, когда я уже совсем пропадал. Имя свое забывать стал – все алкашом да алкашом звали… А ведь все как у людей было. По комсомольской путевке уехал молодым в Пыть-Ях, там женился, сына родил. Строил нефтегазопроводы, классным сварщиком был – все в водке сгорело. Руки-то золотые, а ног нет – пропил. Ампутировали. Недавно жена из Обнинска звонила, плачет, говорит, сын сильно заболел – за наши грехи. Молюсь за него и за всех. Готовлю себя к постригу. В монастырь уйду. Мне теперь одна дорога.
У Сергея скоро первая серьезная дата – год трезвой жизни. Казалось бы, радость, преодолел он пагубную тягу. Но может ли быть легким прозрение, если человек вполне честен по отношению к себе и близким? Вряд ли. Зато есть надежда. Как мы уже слышали от батюшки Александра, «спасает она, первопричина мира, любящая и не бросающая тебя».
Факт
26 сентября 2021-го, в День всех сибирских святых, храмовый комплекс, исторически посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, был освящен. Торжественный чин освящения – не было такого прежде в истории алтайского православия! – совершили сразу шесть епископов: митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископы Рубцовский и Алейский Роман, Ахтубинский и Енотаевский Всеволод, Заринский Серапион, Бийский и Белокурихинский Серафим.