Метят, чтобы денежку собрать. В России все больше товаров подлежит обязательной маркировке
18:17, 19 июля 2023г, Экономика 695
После введения обязательной маркировки по определенной группе товаров налоговые отчисления от ее производителей вырастают как минимум на 30%. Эта цифра прозвучала недавно от московских специалистов на совещании с алтайскими участниками оборота биологически активных добавок к пище.
Как подготовиться
В России все больше товаров подлежит обязательной маркировке. Уникальными матрикс-кодами метят шубы, лекарства, обувь, духи. Процедура эта хлопотная и недешевая для производителей, которые потом свои затраты переносят в конечную цену, то есть на плечи рядового потребителя.
Число товарных групп, подлежащих кодированию, постоянно растет. Вот и с 1 сентября 2023 года начнут маркировать очередные товарные группы. В их числе медицинские изделия, вода для детского питания, безалкогольные напитки и соки, кресла-коляски, антисептики и биологически активные добавки к пище (БАД).
Как подготовиться к нанесению специальных меток на БАД, недавно рассказывала нашим производителям Любовь Андреева, курирующая фармацевтическую группу товаров в ООО «Оператор-Центр развития перспективных технологий». Именно эта московская компания отвечает в России за внедрение и работу системы маркировки «Честный знак».
Андреева напомнила, что уже с 1 сентября 2023 года все участники оборота БАД обязаны быть зарегистрированы в системе маркировки и описать свои товары в каталоге. А спустя месяц производители и импортеры БАД обязаны наносить код маркировки на потребительскую упаковку и подавать сведения в систему о вводе в оборот.
– Код действует в течение 30 дней, – предупредила Андреева. – За это время нужно нанести его на свою продукцию и подать об этом отчет в систему. Затем нужно проверить, читаются ли эти коды, не сотрутся ли…
Москвичка больше часа подробно объясняла дорожную карту внедрения маркировки. Честно сказать, журналисту «АП», человеку глубоко не погруженному в эту тему, стало жалко производителей БАД, которым теперь предстоит приобретать дополнительное оборудование, заполнять гору документов и нести ответственность вплоть до уголовной за несоблюдение процедуры. А правила действительно сложные, особенно в случае торговли подарочными наборами, которые состоят из разных товаров, включая БАД.
Пиво-воды
С 1 декабря этого года начинается обязательная маркировка безалкогольных напитков. Об особенностях этой кампании рассказал гендиректор «Вайланд Электроник» Сергей Ватажицын.
– Вы спросите, почему мы к внедрению маркировки БАД готовились два года, а сладкую воду – раз, и готово, – на секунду повесил интригу Ватажицын. – Да потому, что их маркируют как обычную воду, все процессы отработаны. Только требуется время на оснащение оборудованием. Все оно российское, поэтому проблем с ним не будет. Правда, они появятся у крупных предприятий, где упаковка продукции идет с бешеной скоростью, поэтому таким компаниям нужны специальные аппликаторы.
Такое же оборудование потребуется и для маркировки баночного пива, которая вступает в действие с 17 января следующего года.
Пиво на заводах разливают со скоростью 24 банки в секунду. И надо каждую успеть промаркировать. Сейчас производители пива пытаются для этого использовать лазерные принтеры. Вроде как в эксперименте получается, но в промышленном варианте еще не пробовали.
– Если у вас скорость розлива превышает 1000 бутылок в час, то в любом случае потребуется автоматический аппликатор. Срок его изготовления даже в России составляет 2 месяца. Когда начнутся массовые заказы этого оборудования, то он может увеличиться до 3–4 месяцев, – предупредил гендиректор «Вайланд Электроник». – Поэтому, если вы понимаете, что не успеваете клеить руками, то надо заказывать немедленно. Если у вас мощности как у «Кока-Колы», то вы опоздали, потому что на ввоз немецкого аппликатора с учетом его изготовления и обхода санкций уйдет не менее года.
Честный ответ
В ходе семинара Любовь Андреева отметила, что если в БАД сейчас почти 45% подделок, то в упакованной воде практически нет контрафакта.
На вопрос журналиста «АП», зачем тогда нужна ее маркировка, Сергей Ватажицын честно ответил:
– Кроме того, что маркировка защищает потребителя от подделок, так после ее введения налоговые сборы по товарной группе увеличиваются как минимум на 30%. Потом предприниматели жалуются: «Они душат малый серый бизнес». Да! Именно против малого серого бизнеса все это и сделано.
Так что, господа предприниматели, имейте в виду: не о борьбе с контрафактом, не о закреплении ваших брендов на рынке в первую очередь пекутся инициаторы введения маркировки, а о росте налоговых отчислений. Бюджету нужны деньги.
Комментарии
Технолог барнаульской компании «Грин Сайд» Андрей Казьмин:
– Сложности с внедрением маркировки у нас есть, но нам придется с этим работать. Дополнительных сотрудников не набирали, однако потратили на закупку оборудования несколько миллионов рублей.
Исполнительный директор АО «Бальзам» Наталья Грибач:
– Мы уже год на своем предприятии внедряем в тестовом режиме обязательную маркировку продукции. Для этого пришлось и самой осваивать большой массив информации и обучать сотрудников. У нас небольшое предприятие, так что дополнительная нагрузка легла на каждого из них,
Специалисты ЦРПТ приезжали к нам на производство, мы с ними обговорили каждый шаг. Время от времени обращаемся к ним за консультациями по проблемным вопросам. Большая благодарность Любови Владимировне Андреевой: она всегда на связи и готова объяснить непонятное. Тем не менее пока неясно, как будут работать с маркировкой сети, как при ограниченном бюджете компании решать вопрос с маркетплейсами. Максимально откладываем этот процесс, но понимаем, что час пик не за
горами.Уже приобрели оборудование для нанесения маркировки, заплатив около 200 тыс. руб. Также потратились на обучение сотрудников, приобретение расходных материалов,
В среднем мы выпускаем порядка 150 тыс. единиц продукции в год. Значит, будем платить только за матрикс-коды 90 тыс. руб. Чтобы компенсировать затраты, нам пришлось поднять стоимость своей продукции на 10% с марта, когда по плану ожидалось введение маркировки БАД. Это вызвало недовольство оптовых покупателей.