Модамарь, пулай и медведь-оберег: фестиваль национальных культур прошел в Залесовском районе

15:46, 01 августа 2023г, Общество 734


Модамарь, пулай и медведь-оберег: фестиваль национальных культур прошел в Залесовском районе Фото №1
Модамарь, пулай и медведь-оберег: фестиваль национальных культур прошел в Залесовском районе Фото №2
Модамарь, пулай и медведь-оберег: фестиваль национальных культур прошел в Залесовском районе Миниатюра №3
Модамарь, пулай и медведь-оберег: фестиваль национальных культур прошел в Залесовском районе Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В селе Борисово Залесовского района гости водили хоровод дружбы, дегустировали ярмарочные угощения и наслаждались концертной программой. На праздник приехало около двух тысяч гостей, среди них коллективы из Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Алтай.

Блюда с характером

Со всех сторон доносилось: «Угощайтесь», «Подходите, пробуйте наши национальные блюда». Название фестиваля полностью себя оправдало – «Вастома Ялгат» в переводе с мордовского означает встречу друзей.

Жители района представили несколько тематических палаток по национальностям: мордва, армяне, казахи, телеуты. А также несколько – по населенному пункту Залесово. Часть из них была посвящена кулинарии – национальные вареники с капустой, лучком и маком, мордовская окрошка с килькой, молодая картошечка (модамарь) с ароматным укропом и малосольными огурчиками с хреном, блинчики, сделанные не на муке, а на крупе, и блюда из папоротника.

– У нас все блюда представлены из папоротника: пирожки, блины, пицца, салаты. Он растет в сибирском лесу, особенно его много в Залесовском районе, – рассказывает Надежда Батискина.

Собирать папоротник – процесс трудоемкий. Во-первых, нужно знать места, где он растет. Во-вторых, рвать его на коленях, а чтобы не напекло голову, ехать до жары. Растет папоротник в три этапа: сначала – маленький, затем более качественный, а последний – самый лучший. Благо, в этом году его выросло много, погода помогла.

– Все буреломы соберешь, пока его добудешь, – смеется Елена Попова. – С 7 до 11 утра занимаюсь, но надо его рвать, пока он размером с кулачок, потом начинает распускаться – и уже не то.

Готовить из него блюда тоже дело непростое, он сильно соленый, поэтому его нужно вымачивать. Три раза за сутки менять воду.

– Если много жидкости нальешь, он не вымокнет. Потом я опускаю его в кипящую воду буквально на две секунды. Чуть дольше подержишь, испортится, превратится в кашицу, – добавляет женщина.

Мифический гость

Не только от этого гастрономического рая у гостей фестиваля кружилась голова – были на фестивале душевные песни, пляски, народные игрища. Выступали более 25 коллективов, которые знакомили со своим творчеством. В их числе участники татарского ансамбля «Чак-Чак» и мордовский фольклорный ансамбль «Ялгам» из Кемеровской области.

В этом году на праздник прилетела из Еревана Кнар Геворгян. Она с семьей угощала гостей кофе и сладостями. У их палатки был настоящий ажиотаж.

Среди зрителей праздника был и мифический персонаж из мордовских легенд – медведь. Точнее, человек, костюм которого покрыт ветками с листьями от головы до самых пят. Мордвины верили, что медведь охранял жилища, обходил дома и проверял, как их содержат люди, как они ладят друг с другом, и если ему что-то не нравилось, он мог развалить сарай.

Эту легенду нам рассказала Оксана Бударева, экскурсовод. На мероприятии она представляла небольшой музейный уголок от Залесовского краеведческого музея, где располагается центр традиционной мордовской культуры.

– Он образовался благодаря гранту в 2012 году. Экспонаты для него добывали в различных экспедициях: национальную мужскую и женскую одежду, лапти, полотенца с вышивкой и другие, – рассказывает Оксана. – Еще один уникальный экспонат – свадебные обережные вожжи. Праздник проводили осенью или зимой. Запрягали первую бричку и ехали отмечать.

На самой Оксане – расшитый мордовский наряд. Сверху него – пулай. Это стеганый холщовый пояс, на который с лицевой стороны нашивались ряды бисера, медных пуговиц, жетонов. Ниже крепились два ряда шерстяных кистей: длинные черные и короткие красные. Варианты были праздничными и будничными, носили их постоянно.

Елена Вяткина тоже одета в праздничный наряд. Ей его сшила мама. Она мордвинка, поэтому для женщины этот фестиваль таит особое значение.

– Я родом из села Малый Калтай. У нас проживают мордва, мокша, поэтому традиции чтим до сих пор. На праздник – наряды, на столы – национальные блюда: пшенную кашу с тыквой, тушеное мясо, ватрушки с творогом, шанежки с картошкой, – делится Елена.

Она считает, что свои корни и традиции народа нужно знать, чтить и передавать другому поколению.

Межнациональный колорит

Фестиваль в этом году был юбилейный, пятый. Изначально он носил статус праздника только мордовской культуры. Но с каждым годом интерес к нему проявляли и другие национальности. Среди участников появились русские, белорусы, казаки, армяне, живущие в Сибири. Поэтому с 2017 года его стали проводить как межнациональный.

Нынче творческие коллективы проводили мастер-классы по изготовлению посуды из глины, плетению поясов и т. д. Для детей работали аттракционы, для взрослых – ярмарочные ряды.

– В селе живут мокша и эрзя. Мы их не делим, хотя языки у них разные, и зачастую они даже не понимают друг друга. Здесь чтут традиции, стараются сохранить связь поколений. В школе преподают мордовские языки, рядом располагается музей-усадьба «Мордовское подворье», а люди, которые уехали из села, приезжают сюда на этот праздник, – рассказал глава Залесовского района Александр Пластеев.

Чтобы фестиваль набирал обороты, из районного бюджета на его проведение выделяют средства. Глава округа, как и жители сел, мечтают, чтобы праздник стал более масштабным и приобрел как минимум краевой статус.

– А вообще мы надеемся, что однажды получится провести мероприятие с мордвой от Урала и до Дальнего Востока, – добавил Александр Пластеев.

Фоторепортаж