Московские чиновники рассказали, что делают для решения финансовых проблем россиян

08:19, 31 мая 2021г, Экономика 1034


Московские чиновники рассказали, что делают для решения финансовых проблем россиян Фото №1

Для выполнения национальной Стратегии повышения финансовой грамотности надо объединять усилия регионов и федеральных властей. С таким призывом выступили представители Минфина России и института развития ДОМ.РФ в Барнауле.

Успехи края

По словам замдиректора Департамента финансовой политики Минфина России Алексея Яковлева, тема финансовой грамотности сегодня главная в работе ведомства с населением. Задача подобных мероприятий – обменяться опытом и получить обратную связь от регионов. А Алтайскому краю есть что рассказать, так как он одним из первых в стране включился в решение этой проблемы и довольно успешно продвигается в деле финансового просвещения населения.  С 2017 года у нас эту работу ведут сразу несколько краевых министерств совместно с профессиональным сообществом, в основном внедряя знания в образовательных учреждениях.

По словам министра финансов края Данила Ситникова, образовательные программы внедрены в половине школ, во всех колледжах и почти в каждом детском доме. В программе курса учтена региональная специфика, проводятся тематические соревнования, семейные фестивали, семинары,  хорошо зарекомендовал себя так называемый поезд финграмотности, создан сайт финграмота22.рф, мобильное приложение «Финансовое просвещение».

Значимыми результатами реализации Стратегии Ситников считает победы алтайских школьников в общероссийских и международных состязаниях.

Усилия Минфина

В свою очередь московские чиновники рассказали, что они делают для решения финансовых проблем россиян. Так, по словам замдиректора Департамента финансовой политики Минфина России Алексея Яковлева, в прошлом году правительство реализовывало масштабные меры по поддержке населения и бизнеса. Правила, как ими пользоваться, были размещены на многих информационных ресурсах, тем не менее Минфин получил по этому поводу тысячи обращений граждан с самыми банальными вопросами. Получается, что используемые каналы коммуникации не всегда позволяют достичь результатов, и сейчас Минфин ищет новые.

Совместными усилиями исполнительной и законодательной власти была проделана работа по защите прав потребителей. Департамент финансовой политики основательно перелопатил закон о потребительском кредитовании, так как эта сфера вызывает у граждан наибольшее число негативных откликов. Был ограничен предельный размер задолженности, которая может быть начислена по кредиту, урегулирован вопрос взаимодействия заемщиков с коллекторами, выставлены некоторые преграды финансовым мошенникам.

На сегодня каждый банк в режиме онлайн отслеживает поток операций и в автоматическом режиме блокирует большое число мошеннических атак. Но злоумышленники не стоят на месте, используя методы социальной инженерии, вынуждая граждан обманом самостоятельно им переводить свои сбережения. Сейчас в департаменте думают, как уберечь граждан от хитрецов, пытающихся завладеть чужими деньгами.

Также там готовят законопроект, ужесточающий ответственность за нелегальную деятельность по выдаче потребительских займов с кабальными условиями, которые могут привести к потере заемщиком всего имущества. Недавно в Минфине очертили круг организаций, которые могут выдавать ссуды. Теперь нужно определить адекватные меры ответственности, останавливающие проникновение мошенников в эту сферу.

С другой стороны, люди вкладывают сбережения в финансовые пирамиды, надеясь получить неоправданно высокие проценты, и в итоге лишаются своих денег. Недавно законодатели определили меры ответственности для строителей таких пирамид, что привело к снижению подобных случаев. Принят закон, который систематизирует отношения пайщиков и кредитных потребительских кооперативов.

Департамент также разрабатывает меры поддержки, связанные с льготным ипотечным кредитованием. Недавно эта программа распространилась на индивидуальное жилищное строительство.  По поручению президента основной акцент был сделан на семьях с детьми. «Но мы столкнулись со случаями, когда вместо покупки жилья банки выдают ипотечный кредит на потребительские цели, на ремонт, пристрой жилья. Во многом это связано с тем, что ряд продавцов не хотели платить налоги, а в результате страдают добросовестные приобретатели, – сетует Яковлев. – Сегодня мы эти вопросы урегулировали».

Консультации ДОМ.РФ

Директор Консультационного центра ДОМ.РФ Михаил Ковалёв отметил, что приобретение жилья – самая главная в жизни покупка для большинства россиян. Они должны знать, какие есть варианты приобретения квартиры, как они сочетаются. И для получения таких знаний нужны специализированные площадки.

К сожалению, мы часто фиксируем ситуации, когда люди, взяв ипотеку, не могут ее исправно платить. «В прошлом году мы сформировали консультационный центр, предложили банкам ввести ипотечные каникулы, предупреждая заемщиков, что важно не бегать от кредитора, а быть с ним в диалоге», – подчеркнул Ковалёв.

Он рассказал, что на портале спроси.дом.рф очень простым языком отражены все сложные моменты по вопросам ипотечного кредитования. И более 7 тыс. человек ежедневно пользуются этим опытом. Работает горячая линия, где можно круглосуточно задать вопрос и бесплатно получить ответ. «Мы мечтаем, чтобы все желающие приобрести жилье знали о тех мерах поддержки, которые им доступны, – заявил директор консультационного центра. – Стараемся работать с человеком не формально, а помогаем ему решить проблему, используя наши связи в банковском сообществе».

Ковалёв считает, что важно объединить усилия по повышению финансовой грамотности, что человек, прежде чем воспользоваться услугой, должен прочитать материал, понять все риски, которые она несет.

Предложения профессионалов

По мнению гендиректора Ассоциации «Алтайский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов»  Дмитрия Филипьева, его коллеги забыли, что финансовое просвещение является миссией и социальной ответственностью каждого финансового работника. А они должны оказывать гражданам такие услуги, хотя бы на базовом уровне. Гендиректор рассказал о работе ассоциации в этом направлении, предложив другим исполнителям Стратегии изменить акценты в своей работе.

«Мне кажется, что мероприятия по финграмотности должны давать не теоретические знания, а формировать на чужих примерах навыки, чтобы у человека менялись финансовые привычки, проявлялась осмысленность в поведении, – предложил Филипьев. – И надо использовать клиентоориентированный подход, нацеливаясь на те вопросы, которые актуальны для населения, не надо учить всему и сразу. А пока мы работаем на корзину». 

Эксперт отметил, что в селах недоступны электронные сервисы, так как там нет Интернета. «Когда говоришь человеку, что можно сдать налоговую декларацию с помощью личного кабинета на сайте ФНС, у него глаза округляются, – констатировал Филипьев, предлагая финансово просвещать широкие массы посредством регионального телевидения и радио.

Он признался, что сложно работать с мелкими предпринимателями, потому что они отождествляют личные цели с целями своего бизнеса. Еще труднее нести знания в трудовые коллективы. Взрослым кажется, что они всё знают, при этом не умеют планировать свои траты. Многие живут с колес, не задумываются, что с ними будет завтра. С другой стороны, взрослые задают разные вопросы, в которых эксперты не компетентны. А качественный эксперт дорого стоит. Поэтому, считает Филипьев, надо привлекать по разным вопросам профессиональные сообщества и вменять им в обязанность консультации, а также убеждать собственников предприятий проводить в их коллективах занятия по финграмотности, так как финансово стабильный работник показывает более высокую производительность труда.

Мысли журналиста

Известно, что в Минфине работают над созданием единого информационного ресурса, который позволит систематизировать лучшие образовательные программы по финансовой грамотности и объе­динить работу федеральных и региональных органов исполнительной власти. Но хотелось бы помимо этого иметь и единый консультационный центр, куда можно обратиться за советом круглосуточно по всем финансовым проблемам,  а не только по ипотеке.

Вызывают вопрос и цели выполнения Стратегии, пока они трудно измеримы. В Минфине рассчитывают увеличить долю россиян, умеющих грамотно инвестировать и безопасно себя чувствовать в сфере финансовых услуг, с нынешних 60 до 80%. Но статус финансово грамотного определяется пока на основе соцопросов. Согласимся, что критерий этот ненадежный. Вот если бы ввести такие метрики, как рост прибыли от вложений на индивидуальных инвестиционных счетах граждан, доля просроченных кредитов, объем похищенных мошенниками средств и т. д. Но чиновникам проще отчитываться числом проведенных мероприятий по повышению финграмотности, тратя на это огромные деньги.

Справка

Государственная программа по повышению финансовой грамотности населения в Алтайском крае реализуется с 2014 года, за истекший период проведено более 20 тысяч мероприятий, в которых было задействовано более 850 тысяч участников. Было подготовлено 1898 педагогов школ и колледжей и 77 преподавателей вузов, 406 консультантов учат азам финграмотности взрослое население.

Новости партнеров
Фоторепортаж