Александр Карлин: «Мы идём в правильном направлении»

07:00, 09 августа 2017г, Общество 2668


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Статистики опубликовали итоги социально-экономического развития первого полугодия. По большинству ключевых показателей Алтайский край демонстрирует положительную динамику. Губернатор Александр Карлин дал большое интервью для газет «Алтайская правда» и «Свободный курс», в котором высказал свое видение ситуации.

Экономика

– Александр Богданович, индекс выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности за первый квартал в крае составил 105,3%. За полугодие цифра ожидается на том же уровне. Остальные крупные и средние регионы СФО пока не добились таких результатов. С чем связан наш рост и насколько он может быть устойчивым?

– Алтайская промышленность многоотраслевая. Может, это не самый лучший вариант в том смысле, что в некоторых регионах есть добывающие отрасли, которые на протяжении десятилетий обеспечивают стабильный рост. У нас они составляют небольшую долю в структуре валового регионального продукта. Зато в полифонии отраслей есть такие, которые мы считаем стратегически важными. Они были важны вчера, сегодня достаточно надежно работают, и мы рассчитываем на них в перспективе. Одна из них – пищевая промышленность. Она непосредственным образом связана с сельским хозяйством и растет многие годы быстрее среднероссийских темпов. Мы думаем, что такая динамика сохранится, так как «пищёвка», во-первых, обеспечена сырьем, во-вторых, ее техническое и технологическое состояние позволяет конкурировать с мировыми лидерами. Давайте вспомним, что первый в сыроделии страны промышленный робот установлен на Третьяковском маслосырзаводе, баромембранные технологии уже применяются на многих молокоперерабатывающих предприятиях края. Современное оборудование используется на мельницах, в крупяных цехах, на кондитерских фабриках.

– Одной технологической оснащенности может быть недостаточно, если конъюнктура рынка складывается не лучшим образом. Например, в том же сыроделии за отчетный период произошло небольшое снижение производства.

– Конъюнктура рынка, конечно, влияет, тем более мы производство сыров подняли на небывало высокий уровень. Но производители всегда могут перебросить сырье на выпуск других товаров. Мы видим, что произошел рост выпуска кисломолочной продукции. И у нас ни один килограмм молока не был потерян.

Я на днях был на сельхозпредприятии в Поспелихинском районе и сказал его работникам: «Вы можете завтра надоить втрое больше, чем сегодня, и мы всё до последней капли молока заберем по сегодняшней цене, у вас не будет проблем со сбытом». И никто в этом не сомневается. А в структуре питания изменения есть и будут. Они связаны с целым рядом факторов. При этом наши предприятия пищевой промышлености, работая с рынком,  всегда приспособятся к потребителям и сырьевой базе.

Не стоит опасаться падения интереса российских потребителей к крупам. И греча никуда не уйдет. Возможно, меньше станут потреблять чечевицы, но больше кушать пшена. Спрос на продукты питания будет всегда, он стабилен на десятилетия вперед, поэтому мы ставку на эту отрасль делаем и всячески ее поддерживаем.

Стабильный спрос, как мне кажется, будет у наших горняков, занимающихся добычей полиметаллических руд.

– Почему?

– Предприятия имеют в распоряжении месторождения с известными запасами, лицензии на право добычи, мощности и персонал. И я уверен (потом можете проверить), что через год у нас будет стабильный прирост показателей по добывающей промышленности. Вы мне скажете: «А как же потребности рынка цветных металлов?» Да, он волатилен, но, несмотря на изменчивость спроса, всегда для нас перспективен, так как сегодня более востребован цинк, завтра медь, послезавтра свинец. И все эти металлы содержатся в алтайских рудах.

Вы можете сказать, что промышленность стала развиваться благодаря санкциям и контрсанкциям. Согласен. Но они стали лишь дополнительным фактором. Например, позитивная динамика по сельхозмашиностроению наметилась еще пять лет назад.

– Можно предположить, что рост связан с бюджетной поддержкой сельхозмашиностроения, а она имеет свойство заканчиваться.

– Я понимаю поддержку как помощь. При этом тот, кому помогаешь, сам должен стоять на своих ногах, а не виснуть на плечах, как это бывает у нетрезвых людей. Государство должно помогать так, чтобы предприятие не расслабилось до того, что потеряет жизнеспособность. Например, поддержка сельского хозяйства осуществляется длительное время в большей или меньшей степени. В результате 93% хозяйств сегодня работают с прибылью, но, по нашим расчетам, около 60% товаропроизводителей получали бы прибыль и без господдержки.

Из 20 предприятий сельхозмашиностроения только четыре участвуют в так называемой «программе 1432» и имеют определенные субсидии из федерального бюджета. Но все двадцать рентабельны, а значит, конкурентоспособны. А суперважные для нас проекты, например, сборку тракторов «Кировец» и посевных комплексов FIAT, поддерживаем еще и из регионального бюджета.

– Есть опасение, что Алтайский моторный завод может не справиться с задачей выпуска двигателя для «Кировцев».

– Мы были бы плохими управленцами, если бы не предусмотрели запасные варианты, такие как поставка силового агрегата с другого завода страны или приобретение из-за рубежа. Но двигатель АМЗ конструктивно очень хорош, просто его надо доводить до серийного производства. Сейчас его испытывают.

– Если сравнить нынешний уровень развития алтайского сельхозмашиностроения с советским, удалось ли уйти вперед?

– Несомненно. Это наглядно демонстрируют выставки сельхозтехники, которые проходят в Дни российского и сибирского поля. Там представлена реально востребованная сельхозпроизводителями техника. Кстати, часто на выставку привозят машины прямо с полей.

И здесь бы я добавил, что в сельхозмашиностроении края сложился классический кластер. У нас три предприятия занимаются конструированием сельхозтехники, есть опытное производство, крупнейшая в стране машиноиспытательная станция, около двадцати производственных и несколько сбытовых компаний. Они поставляют алтайскую почвообрабатывающую технику в более чем 40 регионов России и несколько зарубежных государств. Мало кто заметил, но за последние годы наши сельхозмашиностроители консолидировали дилерскую сеть, в которой теперь продается техника самых разных заводов. Дилеры предлагают гарантийное и постгарантийное обслуживание. Вот и получился кластер во всех его проявлениях. В биофармкластере присутствуют все эти же компоненты.

– Можно с вами не согласиться? Мне кажется, в остальных кластерах взаимодействия и кооперации нет.

– Многие наши суждения возникают от недостатка информированности. Вы знаете, что в биофармкластере существует структура управления?

– Знаю.

– Вот она решает вопросы координации научных изысканий, внедрения их в производство, защиты брендов и т. д. Работают не идеально, но кто бы мне показал идеал? Я-то думал, что вы будете говорить об отсутствии кластера у переработчиков.

– У них есть свои региональные отраслевые союзы, которые решают общие проблемы.

– Да, у них есть союзы, но почему-то на «Алтайпродмаркете» «паровозом» по продвижению муки, мяса, молочной продукции выступает Александр Богданович. Поэтому позвольте и мне с вами не согласиться. Нужна координация, нужна. Казалось бы, ничего общего нет у переработчиков мяса и зерна. На самом деле есть общие темы. Вот сейчас Михаил Павлович (Щетинин. – Прим. ред.) инициировал в Совете Федерации разработку закона о детском питании. Оно производится из самых разных продуктов, которые должны иметь особенно высокие потребительские качества. Как раз такие и производятся в Алтайском крае.

– Александр Богданович, в СМИ много говорится об успехах «Алтайвагона». Сейчас на нем бурный рост производства инновационного подвижного состава. Но эксперты прогнозируют, что для замены старых вагонов на новые достаточно 3 – 4 года. И дальше мощности вагоностроения, не обязательно алтайского, не будут загружены в полной мере.

– На самом деле это проблема, выходящая далеко за рамки транспортного машиностроения. Вопрос в том, будет ли рост грузооборота? Сколько угля и других полезных ископаемых мы будем добывать и куда перевозить? От этого зависит потребность в новых вагонах.

Для меня «Алтайвагон» – индикатор тенденций в экономике, поскольку вагоностроители первыми получают информацию от рынка о заказах. В кризисе 2007 – 2008 годов, и это хорошо проявилось и в кризисе 2014 – 2015 годов, они первыми почувствовали спад.

– Существует ли у властей система преодоления кризисных ситуаций, или их гасят в пожарном порядке?

– В период глобальной турбулентности государство в целом начинает реагировать. Известна работа комиссии Игоря Ивановича Шувалова, которая в преддверии кризиса 2014 – 2015 годов отобрала ключевые для страны предприятия и им оказывала финансовую и организационную поддержку. В этот список мы попросили включить несколько алтайских предприятий. Но по подобной схеме сформировали свой список и вели эти предприятия. Конечно, мы не располагали такими финансовыми ресурсами, как комиссия Шувалова, но тем не менее все возможности старались использовать и помогать.

Инвестиции

– В начале года ваш заместитель Николай Чиняков обещал, что инвестиции в основной капитал региона по итогам 2017-го достигнут ста миллиардов рублей. Как думаете, сбудется прогноз?

– Как сложится ситуация. Но с другой стороны, мы уже добивались перед кризисом уровня 90 миллиардов рублей, так что и сто – цифра достижимая. Надо понимать, что в нее входят и государственные, и частные вложения, и иностранные, хотя у нас их не много, но они есть, например, инвестиции в реконструкцию Рубцовского молочного завода или кондитерскую фабрику в Барнауле.

– Кажется, краевая власть уже создала все учреждения для стимулирования инвестиций и приняла все меры. Или чего-то не хватает?

– Я же не зря говорил о государстве как об играющем тренере. Мы инвестируем в инфраструктуру. Только в газификацию вкладывается ежегодно по полмиллиарда рублей из федерального и краевого бюджетов. Миллиарды тратятся на капитальный ремонт и строительство дорог, существенные средства – на энергетическое хозяйство.

Для обывателей не очень заметно, но на самом деле за последние годы мы электросетевое хозяйство в Алтайском крае полностью модернизировали. И оно теперь одно из лучших в стране. Несколько подстанций успели оснастить французским оборудованием. А это повысило надежность энергосистемы и сняло на годы ограничения для инвесторов по энергетике. Такая ситуация далеко не во всех регионах, даже в тех, где есть собственная крупная генерация.

Активно инвестируют сельхозпредприятия. Они не только закупают технику на миллиарды, но и занимаются строительством животноводческих ферм, сушилок, зернохранилищ. Если ехать мимо сел, то можно увидеть вполне европейский пейзаж. А давайте вспомним, что было в 2005 году.

Я думал, что хорошо знаю край, но когда поехал тогда в сторону Мамонтово, Ребрихи, то испытал настоящий шок. Это был путь вдоль развалин ферм. Это всё было! И мы постепенно тот пейзаж меняем.

– Александр Богданович, думаю, здесь был бы уместен вопрос о жилищном строительстве. Эксперты сходятся во мнении, что спад в этой отрасли обусловлен нехваткой в предыдущие три года новых площадок.

– Я бы это мнение отнес к числу мифов. Площадок хватает, но их должны обустраивать те, кто строит жилье, а потом продает. Во многих городах страны комплексное освоение полностью лежит на бизнесе: и строительство школ, и детских садов. Потом государство ему частично компенсирует затраты. Но только частично. У нас об этом забыли. Как великую заслугу подают строительство внутриквартальных дорог. Но, слава богу, не возмущаются против того, что мы заставляем их обустраивать дворы.

Темпы жилищного строительства во многом зависят от спроса. Мы же знаем, как в 2015 году выросла стоимость кредитов, в том числе ипотечных, а у нас ипотека играет определяющую роль в структуре покупок, причем люди у нас не покупают квартиры только с целью вложения средств.

На самом деле строительная отрасль требует серьезного экономического анализа. В свое время строители, пользуясь спросом, получали сверхдоходы и мало работали над выстраиванием технической и экономической моделей своего существования. Значительная часть ресурсов выводилась в тень путем продажи недостроенного жилья. Потом людям приходилось доукомплектовывать и отделывать квартиры, нанимая фирмы, которые, как правило, работают в серой зоне.

– Как вы относитесь к точечной застройке многоэтажками в центре Барнаула?

– Разрешение на строительство дает местная власть. Она должна очень жестко контролировать возможность обеспечения новых жильцов социальной инфраструктурой. Мне неизвестно ни одного серьезного случая, когда бы публично,  с обнародованием причин было отказано в строительстве жилья. Никто не сказал, что жильцам не хватит школ, больниц и поликлиник.

– То есть вы не вполне одобряете точечную застройку?

– Еще раз повторяю, в данном вопросе местным властям нужно подходить ответственно. Здесь мы уйдем в другую связанную тему, которая объясняет, почему я за стабильность, в том числе и во власти. Да потому, что если сегодня руководитель принимает решение, то должен знать, что потом за него будет отвечать. Ничего нет более страшного психологии временщика. Почему Господь дал каждому человеку возможность продолжить свой род? В том числе для того, чтобы он не чувствовал себя на этой земле временщиком. Чтобы вел себя ответственно и о нем не говорили плохих слов дети, гордились внуки. И власть должна вести себя ответственно.

Бюджет

– Александр Богданович, я недавно посмотрел отчет об исполнении краевого бюджета за полугодие и выяснил, что по доходам у нас перевыполнение, а по расходам недовыполнение.

– Это обычная практика, хотя некоторая недалекая публика, не разобравшись в ситуации, кричит о профиците бюджета. Мы получаем в первом полугодии федеральные ресурсы в соответствии с бюджетным планом, но потратить их не можем. Не потому, что не хотим или не умеем, а потому, что закон требует проведения торгов, заключения контрактов с подрядчиками. И мы можем деньги заплатить только после того, как объект будет принят в эксплуатацию всеми контролирующими органами. Кто-то, может, думает, что Карлин с Притуповым эти государственные деньги копят, чтобы потом в офшоры отправить? Нет, это такая технология расходования государственных средств. Не очень совершенная. И я в апреле на заседании федерального правительства говорил, что для ускорения процедур надо заключать с министерствами соглашения на длительный период. Мы местных подрядчиков постоянно торопим,  чтобы быстрее оформляли документы на приемку объектов. В результате договорились открыть новую большую школу в Барнауле в сентябре и в Юдихе тоже в сентябре, хотя плановый срок сдачи – конец года.

За 2006 – 2016 годы мы построили за счет краевого бюджета 31 новую школу на 8918 мест, реконструировали 11 школ на 6954 места и капитально отремонтировали 153 школы на 67 695 мест. Если вы откроете аналогичную федеральную программу на 2016 – 2025 годы, то там цифры сопоставимые. То есть мы за свой ресурс одну такую программу без шума и пыли уже реализовали в Алтайском крае. Это многие миллиарды рублей. И сюда не входят деньги, которые потрачены на столовые, компьютеры, новое технологическое оборудование.

Создание комфортных условий для обучения позволяет готовить качественный человеческий ресурс. Завтра эти ученики легко поступят в вуз и пойдут вверх по социальной лестнице. А послезавтра они придут подготовленные на заводы и фабрики, в конструкторские бюро.

Но если у нас работа идет, то есть регионы СФО, где за многие годы не открыли ни одной школы.

Примерно такая же системная работа в крае ведется по строительству и модернизации объектов здравоохранения и ряду других направлений.

– Если возвратиться к бюджету. Из каких источников предполагается гасить дефицит в пять миллиардов?

– В текстовой части документа они названы. Ликвидация дефицита осуществляется за счет того, что фактические доходы выше прогнозируемых. А они у нас уже чуть выше.

– Как вы думаете, этого хватит?

– Если появились какие-то дополнительные доходы от лучшей работы экономики, краевое Министерство финансов старается их придержать и направить на покрытие дефицита. Но я каждый понедельник на планерке напоминаю, что выделенные средства должны быть потрачены. Понятно, что эффективно, целевым образом, с соблюдением всех требований. Если мы что-то запланировали построить, это должно быть построено.

Планировать профицит бюджета я считаю сибаритством. Это не для нас. В то же время грамотно спланированный дефицит стимулирует власти на поиск дополнительных доходов и экономию расходов, чтобы закрыть финансовую прореху.

Уровень жизни

– Какова ситуация на рынке труда?

– Мы уже забыли, когда занимали наихудшие в стране позиции по уровню зарегистрированной безработицы. Сегодня край на шестом месте в Сибири с показателем 1,6%. И это при нашей структуре населения, когда почти половина живет на селе.

Конечно, для меня суперзначимый вопрос – задолженность по заработной плате. Мы много ею занимались. По моему приглашению в край для этой цели приезжал генеральный прокурор. На 1 июля просроченная задолженность составляет 17,6 млн рублей. Но только один регион Сибири с населением 200 тысяч не имеет долгов по зарплате, в остальных они есть и доходят до 254 млн руб. Снижение долгов, с одной стороны, объясняется усилиями правоохранительных органов, а с другой – характеризует рост финансовой устойчивости предприятий. Например, в сельском хозяйстве долгов по зарплате практически нет. Я не к тому, что проблема полностью решена, но тенденция положительная. При этом работодателям удается повышать зарплату темпами средними по округу и чуть выше среднероссийских. Он чуть выше инфляции, а значит, реальные зарплаты тоже начали расти. Статистика говорит, что за первое полугодие на 1,9%. Можно сказать, что мы остановили обеднение работающего населения.

– Жизнь часто богаче статистики, которая показывает среднюю температуру по больнице.

– Но я не пытаюсь закрыться статистикой от реальных проблем. Я уже в этом году 30 раз выезжал в командировку по краю, во время которых посещаю сотни объектов и предприятий. Это дает мне возможность пообщаться с конкретными людьми, узнать об их трудностях, а потом находить решение. Мы же не в статистических сборниках школы строим, за последние годы 30 ФАПов поставили не в безвоздушном пространстве.

Вот мы пару лет назад из 60 предприятий дорожной отрасли сделали шесть. Сколько было возражающих и сомневающихся! В итоге получили крупные предприятия, которые имеют в оперативном управлении всю необходимую технику и дороги становятся лучше. Значит, сделали правильно. Я могу еще приводить примеры верных управленческих решений, выработанных в том числе после общения с людьми. И хотелось бы пожелать тем, кто пишет на социально-политические темы, за деревьями видеть лес. Никто не игнорирует конкретных фактов и проблем отдельного человека или группы людей. Но их надо решать, видя ситуацию в целом.

Фоторепортаж