Набор высоты

14:00, 21 августа 2015г, Общество 1984


1
1

Барнаульский инженер-программист, участник и победитель конкурсов ИТ-проектов 35-летний Дмитрий Скобелев умеет делать сказку былью. Он конструирует авторские беспилотные летательные аппараты. Мечта талантливого конструктора – внедрение экспериментальных разработок робототехники в промышленное производство.

Технологии и законы

Когда-то еще в детстве, зачитываясь фантастикой, мы думали, что дроны – разносчики пиццы, роботы-уборщики, квадрокоптеры, работающие вместо человека в зоне химического поражения, никогда не перекочуют из книг в реальную жизнь. И вот, кажется, свершается, причем на наших глазах.

– Да, я увлекаюсь фантастикой, – разгадав мой маневр, улыбается молодой конструктор. – Фантасты создают будущее, но оно понемногу становится настоящим. Мне, например, нравится Андрей Ливадный с его прогнозами на тысячу лет вперед. В размышлениях о том, каким может быть общество, населенное людьми и роботами, есть доля фатализма, но бояться того, что дроны захватят власть на планете Земля, преждевременно. До этого уровня робототехники человечеству еще развиваться и развиваться. Для их массового производства нужны ресурсы, конструкторская, испытательная и производственная базы, заказ общества и кадры.

Было у Дмитрия все то же, что и у других шипуновских мальчишек, но только чуть-чуть побольше. Занимался самбо и дзюдо и даже завоевывал призовые места на первенствах Сибири. Увлекался техникой, но одним из первых в селе освоил «Спектрум», прадедушку современных ПК, и ассемблер, язык программирования. К тому времени осталось в его детском прошлом невероятное количество не раскуроченных – нет, модернизированных игрушечных машин со встроенными моторчиками, контроллерами, самодельным радиоуправлением. Где сельский мальчишка брал информацию, если не было еще Интернета? Стали вместе с ним вспоминать, сколько тогда было специализированных журналов: «Юный техник», «Техника молодежи», «Левша», «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Моделист-конструктор»…

– Я их и сейчас храню, – удивляет Дмитрий. – в Сети порой чего-то не найдешь, а в старых журналах есть.

Модели машин, катеров, вертолетов, управляемых оператором, давно уже не новость. Но в квартире Дмитрия Скобелева, которая время от времени превращается в испытательный полигон, творится нечто невиданное прежде. Дрон, словно разумный,  взлетает сам. Следовать без команд заданным курсом, облетать препятствия лабиринта и садиться в заданной точке – всему этому машину научил создатель, и теперь Дмитрий внимательно наблюдает, как «ученик» выполняет задачу. Но в программу полета неожиданно вмешивается кот, совершенно ошалевший от наглости невиданной машины. Взлетев почти вертикально, пушистый храбрец сбивает лапой «НЛО», нарушившее воздушные границы его законного пространства. Котяра счастлив,  человек задумывается: «Доработаем».

Российский парадокс

«Некоммерческое объединение исследователей, группа интеллектуального фриланса» – так представляет Дмитрий Скобелев свою команду «Икар», в которую входят трое барнаульцев и один москвич. В 2013 году они участвовали во всероссийском конкурсе «Улететь и вернуться», в 2014-м – «Догнать и перегнать», проводимых под патронатом московской компании «Крок». Победителями не стали, но результаты показали неплохие, по словам Дмитрия, руководителя проекта «Кто лучший друг человека? Беспилотник!»:

– Я с детства мечтал заниматься робототехникой, и конкурс позволил сделать первые шаги в профессиональную сферу. Вера в собственные силы и правое дело сделали свое дело. Весь семейный бюджет и доступные кредиты я потратил на постройку конкурсного «бюджетного» летательного аппарата многороторной схемы с шестью моторами. Наш проект был высоко оценен жюри, и подобных на конкурс было представлено немало.

– Дмитрий, значит ли это, что в ближайшее время дроны войдут в нашу повседневную жизнь?

– Нет, видимо, это произойдет не скоро, – разочаровывает нас молодой конструктор. – Дело не в технологиях, они-то как раз развиваются семимильными шагами. Законодательство, увы, не поспевает за ними. Нужны изменения в Воздушном кодексе, ведь беспилотники над головами людей – это большая ответственность для их производителей. Американская интернет-компания Amazon стала первой, кому официально разрешили использовать такие аппараты для доставки товаров. Эксплуатирует на своих маршрутах беспилотные машины компания Google. Передвигаются они, правда, медленно, зато безопасно, соблюдая правила дорожного движения. Россия сейчас разрабатывает беспилотник на базе КамАЗа. Но в нашей стране лицензирование деятельности с применением беспилотных аппаратов контролируется весьма жестко, и потому дронами у нас занимаются в основном любители, испытывая их где-нибудь на пустырях. Когда изменятся законы, тогда и начнет развиваться отрасль.

Обидно, что с каждым новым витком технического прогресса повторяется российский парадокс. У большинства инженерных идей наше авторство, однако в практическом их внедрении не мы впереди планеты всей. И даже не Америка с Японией. Китай, который снабжает весь мир и готовыми дронами-фантомами, и комплектующими, из которых, как из конструктора, можно собрать любую модификацию. Еще каких-то 5 лет назад программисты, инженеры и конструкторы правдами и неправдами добывали необходимые для работы элементы конструкции, а сегодня готовый к аэрофотосъемке дрон, привязанный к системе GPS, стоит чуть больше тысячи долларов. Для крупной фирмы вполне доступно, для молодого исследователя, конечно, дороговато. И потому у Дмитрия Скобелева нет ангара с дронами. Вертолеты, квадрокоптеры и прочие устройства, уже показавшие свои возможности на демонстрационных площадках, разбираются беспощадными руками создателя. Каждая предыдущая модель – база для улучшения и создания следующей. Собственно, это и есть прогресс.

Справка «АП»
Дрон – беспилотный летательный аппарат, робот-фантом. Возможности его невероятны, но широко применяют такую технику сегодня, пожалуй, лишь силовые структуры. Меж тем они могут применяться в аэрофотосъемке, доставке грузов, тушении пожаров или ликвидации последствий техногенных аварий. Там, куда человеку нельзя (в зону возгорания или радиационного заражения), робот пролетит, пройдет, исследует и передаст информацию людям. Кстати, после взрыва на складе химикатов в китайском Тяньцзине в зараженной зоне работали дроны.

(фотографии предоставлены Дмитрием Скобелевым)

Фоторепортаж