Не бояться своих эмоций! Рассказываем о барнаульском инклюзивном театре

12:00, 28 августа 2021г, Культура 1321


Не бояться своих эмоций! Рассказываем о барнаульском инклюзивном театре Фото №1
Не бояться своих эмоций! Рассказываем о барнаульском инклюзивном театре Фото №2
Не бояться своих эмоций! Рассказываем о барнаульском инклюзивном театре Миниатюра №3
Не бояться своих эмоций! Рассказываем о барнаульском инклюзивном театре Миниатюра №3

Фото Андрей КАСПРИШИН

Инклюзивный театр барнаульской гимназии занял первое место в первых Международных Пифийских играх для детей с ОВЗ.

Новая сказка на старый лад

Вместо неба – голубая ткань, вместо травы под ногами – бумажные рисунки. Так выглядят декорации к первой постановке театра по сказке Х. К. Андерсена «Дюймовочка». Дети играли сразу несколько персонажей. А вместо главной героини – кукла. Декорации и костюмы к постановке родители творили вместе с детьми. Работа была сложная, но, объединившись, они справились.

– Одно дело, когда в театре дети только с синдромом Дауна; другое – когда все с разными особенностями. Это чудесный союз. Они друг друга дополняют, – считает Марина Чаплыгина, председатель Алтайской краевой общественной организации родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, «Солнечный круг».

Шаг вперёд

Театр в Гуляевской гимназии существует почти 30 лет. Он есть в каждом классе. В основном учащиеся делали постановки к праздникам. После пандемии к директору обратились родители с просьбой включить в спектакли детей с синдромом Дауна.

– У нас дети с особенностями развития учатся в каждом классе. Мы организовали новое направление. В итоге получился хороший театр, – считает Елена Шелепова, директор гимназии.

В театре занимаются 16 детей, 14 из них – с ОВЗ.

Марина отмечает, что до пандемии у них была литературно-театральная студия, но постановки в основном делались для родителей. Как театр они себя не позиционировали. А теперь у них появилась возможность выйти на новый уровень.

– Видео с нашей постановки мы решили отправить на первые международные детские инклюзивные творческие игры. Членами жюри стали люди творческих профессий из Израиля, Японии, Венгрии и известные российские актеры, – рассказывает Марина. – Хотя изначально мы рассчитывали на очное участие, но из-за пандемии их перенесли в офлайн-формат.

В августе жюри подвело итоги и присудило инклюзивному театру первое место.

– Дети, конечно, счастливы. Победы им дают желание работать дальше. Жаль, что они не получили эмоций, когда вручают награды. Верим, что это впереди, – улыбается Марина.

Помогает объединиться

Режиссером инклюзивного театра стала Анна Плеханова, актриса театра драмы им. В. М. Шукшина. Она признается, что идея постановок для подобного объединения была у нее давно.

– У меня уже был подобный опыт, но с другим коллективом. Это сложно, но почему бы и нет? Я всегда бросаю себе вызов. Знаете, театр – это честная история, связанная с чувствами и эмоциями. А эти дети эмпатичны. Они если сострадают, то на все 100%. В этом их уникальность. Они открыты и верят в то, что делают, – считает Анна.

Она добавила, что в работе режиссера самое главное не ломать детей и не заставлять их работать. Достаточно придумать универсальную форму, в которой они будут органичны.

– В постановках мы не можем обойтись без текста. У ребят есть языковые трудности, но я считаю, что не нужно ставить низкие планки. Даже если есть логопедические проблемы. Нужно работать через преодоление и желание победить, – улыбается Анна.

То, что одному кажется легко, может быть трудно для другого. Именно поэтому режиссер оставила небольшие реплики по три-четыре предложения. А весь основной текст лег на рассказчика.

– Мы все разные. Нужно найти подход к каждому. Например, объяснить мальчику с ДЦП, как вывести слепую девочку на сцену, чтобы она не споткнулась. Еще одной особенностью стало то, что дети быстро устают. Но мы со всем справились. Главное – не бояться. Нужно делать и помогать детям раскрываться, не бояться своих эмоций, – добавила Анна.

Побеждает дружба

В этой сказке победили не только добро, но и дружба. Театр продолжит свою работу дальше, режиссер будет придумывать новые постановки, а родители – помогать своим деткам, как и делали это раньше.

Елена Климова, мама Ксении, одной из участниц объединения, рада, что ее дочь стала заниматься в театре.

– Я считаю, это полезно для ее развития. Ребенок лучше начинает разговаривать и увереннее держаться в обществе. Я была на каждой репетиции рядом со своей дочкой. Понимаю, что Анна сделала огромную работу. Конечно, трудности были. Кто-то захотел полежать, кто-то забыл, за кем нужно стоять, приходилось их взбадривать, напоминать текст и концентрировать на происходящем, – рассказала Елена.

А Анна Титиевская привела в театр сына Семёна. Она отметила, что подобные занятия помогают детям социально адаптироваться.

– Мне нравится режиссерская находка играть несколько ролей одному ребенку. Конечно, это очень помогает ему в развитии. Он у меня тоже особенный, и бывают трудности в понимании других людей. Но благодаря театральному искусству ему становится легче в общении, – добавляет Анна.

Театральный мир полон удивительных вещей, а если в этом мире особенные дети, он удивительнее вдвойне… Потому что они не играют, а проживают этот момент.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж