Новотроицк не зря называют музеем под открытым небом

18:00, 02 августа 2019г, Общество 3080


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Почему некоторые жители Тальменского района называют реку Чумыш Доном? Зачем козе рога? Как играет старая радиола, если в ней нет флешки? На такие вопросы посетителей экоусадьбы Ирина Грудцина отвечает во время живых этнографических уроков.

«Мы, его правнуки»

«Не было бы счастья» – это ее история. Педагог высшей квалификационной категории рассталась с любимой школой, потому что нужно было заниматься дома с ребенком-инвалидом. В этот непростой для Ирины момент глава сельсовета Светлана Городецкая и подкинула ей идею – открыть в Новотроицке экоусадьбу.

Проанализировав опыт других сел края, своими глазами увидев перспективы сельского туризма, учитель и краевед Грудцина подумала: «А почему бы и нет?» Ведь Новотроицк – это живой этнографический музей под открытым небом, где жили и живут еще от Ермака потомки переселенцев многих волн и национальностей. 

Люди шли сюда с Украины, из южных российских губерний, с донских берегов. Основали хутор Рогозячий – теперь это окраина Новотроицка. И даже Чумыш в этом месте их потомки называют Доном, как заведено было стариками. 

– Мой прадед Павел Руденко обосновался на Алтае в XIX веке. Я уже седьмая веточка от этого древа. В селе звали деда Пашу странным прозвищем Каляма. Объясняется оно, впрочем, просто. До переезда в Сибирь он бурлачил, таскал грузы с Дона на Волгу. Так и прилипло к нему Лямка-Калямка. А нас, его правнуков, в селе до сих пор зовут Калямины дети. Все мы – в прадеда. Высокие, рослые, крепкие, – рассказывает семейную историю собеседница.  

Народ поехал

От веточки к веточке переняла многодетная семья бесценное это наследство – опыт ведения натурального хозяйства по канонам предков, плюс многолетний стаж уроков краеведения, которые вела в школе Ирина. 

Муж Алексей жену поддержал. Правда, многодетные супруги сразу договорились: копировать уже существующие проекты они не будут. Создадут свой, уникальный.

Первым серьезным вложением Грудциных стал дом, настоящий, хохлацкий, старой постройки, очень подходящий для центра экоусадьбы. Чисто выбеленный, с полукруглыми, на украинский манер, оконцами.

– Мы купили его у бабы Паши Горяевой, Горяихи, как ее у нас звали. Интерьер воссоздавали по крупицам, наверное, все чердаки и кладовки села облазили в поисках предметов быта прошлого века. Сундук, половики, железные кровати, утварь – все сами реставрировали, очищали, возвращали к жизни. Хотели, чтобы получился музей не как скопление старья, а как пространство, в котором продолжается жизнь. Чтобы передать посетителям то, что помним и умеем сами. Взрослые люди, давно живущие в городах, заходя сюда, замирают. «Прямо как у моей бабушки дома» – эту фразу мы слышим часто. Тянет человека к истокам, и никакая урбанизация не в силах этому помешать, – говорит Ирина.

В рекламу Грудцины не вложили ни копейки. Просто рассказали о семейной экоусадьбе в соцсетях. И народ поехал. Туристы-одиночки, группы, взрослые и дети, побывав однажды, возвращаются, оставляют свои отзывы. Не на гостевой трассе село стоит, но люди специально сворачивают, чтобы заглянуть сюда. Вполне достойное начало для проекта, которому нет еще и года.  

«По укладу»

Ирина не просто проводит экскурсии. Она делится утраченными секретами наших бабушек. А касаются они семейного счастья, здоровья близких,  натурального хозяйства, рукоделия, умения готовить в русской печке…

Грантов Грудцины пока не заработали. Все свободные средства вкладывают в развитие экоусадьбы. Живут реализацией продуктов со своего подворья. Возделывают практически все традиционные для Сибири культуры от проса до овощей. Держат на мини-ферме кроликов, альпийских коз, коров, телят, птицу. Делают масло и сыр. У Ирины и Алексея двое кровных и трое приемных детей. Все живут «по укладу», у каждого – свои обязанности по дому. Девчонки, например, умеют доить коров, сепарировать молоко, ткать, «читать» орнамент русского костюма. А очелья (налобная часть головного убора) и пояса делают такие, что даже из Новосибирска заказы юным мастерицам поступают.

«Ну, хватит размовляти, айда в хату» – только таким, на милом суржике, могло быть приглашение хозяйки. А там – экспонаты, которые можно и даже нужно трогать руками, исследовать. Самодельный баян, переданный семье сельским музыкантом Василием Кулиным. Старая радиола, вокруг которой крутятся в поисках несуществующего USB-порта подростки: «По-любому, куда-то здесь флешка вставляется, иначе как бы еще музыка играла?» А звучала она со старых пластинок. Песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн – целую коллекцию такого винила передал в музей дядя Ирины, Иван Николаевич.  

На стене – портрет ее бабушки Анастасии Руденко – «посмотрите, как мы с ней похожи». И несколько номеров «Алтайской правды» за 1955 год. Судя по слежавшимся сгибам, хранились они в сундуке или шкафу.

Буфет и трюмо с потемневшим зеркалом, мебель, которая не в каждом сельском доме стояла – только в зажиточных. Делал ее местный мастер – мебельщик Виталий Алхимов. Человек давно уже ушел из жизни, а творения его до сих пор служат потомкам.  

Самая вкусная часть экскурсии – за длинным деревянным столом, у русской печи, вокруг которой была сосредоточена жизнь семьи. С утра хозяйка ставила в раскаленное нутро щи и жаркое. Чуть прогорело – на подходе хлеб и булки. Следующей заходит каша на молоке да с маслицем, ее томят до золотой корочки. На ночь еду оставляют «на подогреве». По сути, это щадящая пастеризация, и наши предки знали, что так можно спасти продукты от порчи. Утром сам собой готов горячий завтрак для семьи,  прежде чем все разойдутся на работу – кто в поле, кто в огород, кто за ткацкий стан.

Отклонившись от маршрута

Наверное, закрылись бы KFC с «Макдоналдсами», если бы их посетители попробовали то, чем угощает гостей Ирина. Пшенку томленую, блины с творогом, запеченные на противне в домашней сметане, чай на травах...

Если у отдельно взятой сельской семьи такая богатая история, то каково же само село? Новотроицк не зря называют музеем под открытым небом. Глава сельсовета Светлана Городецкая показала нам и террасы по берегам Чумыша, и курганы скифских захоронений. Заставила подняться на гору, откуда все как на ладони. Клуб, восстановленный после пожара. Храм, построенный меценатом, москвичом-пенсионером Павлом Драничниковым на личные сбережения. Любопытно, что до 1914 года, пока не построили Новотроицкую церковь, село называлось Безбожным. Здесь жила когда-то семья Павла Яковлевича. В 1931 году он, еще ребенком, стал свидетелем разрушения храма. И всю эти годы жил с мечтой восстановить его. Подобных рассказов здесь можно услышать много. Вы только приезжайте. Следуя федеральной гостевой трассой в места, облюбованные туристами, не поленитесь отклониться немного от маршрута, чтобы увидеть все своими глазами.

Фоторепортаж