В Барнауле открылась выставка, посвященная освоению целины

19:00, 22 февраля 2019г, Культура 2028


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка живописи, посвященная 65-летию начала освоения целины, открылась на минувшей неделе в Художественном музее Алтайского края.

На вернисаж пришли не только художники и любители искусства, но и представители законодательной власти региона, а также преподаватели краевых вузов. Сама выставка, кстати, готовилась сотрудницей ГХМАК Еленой Дариус совместно с доцентом АлтГУ почвоведом Владимиром Овциновым.

Жили и работали рядом

В экспозицию, занимающую почти все временное здание музея, вошло более 60 работ 27 российских и алтайских художников. Куратор Елена Дариус говорит, что выставку условно можно разделить на две части. Основная включает произведения 50 – 60-х годов, созданные художниками непосредственно в период освоения целины. Но есть еще и работы 70 – 80-х, показывающие алтайскую природу, преображенную руками человека.

– Надо сказать, художники работали рядом с целинниками практически с первых дней, – говорит Елена Ильинична. – Они жили в тех же палатках и вагончиках, преодолевали такие же бытовые трудности, что и первоцелинники. И постоянно писали этюды, делали наброски, документировали быт и важные события. Все разными путями приезжали на Алтай, в основном, конечно, по комсомольским путевкам. Из многочисленных воспоминаний участников тех событий мы поняли, что людей даже не приходилось специально агитировать, они стремились на Алтай в общем порыве сделать как можно больше для страны. Хотя первые 250 человек приехали на Алтай из Москвы в ночь с 28 февраля на 1 марта. Это была зима! Голая, заснеженная и продуваемая всеми ветрами степь. И жить было негде – только брезентовые палатки. Нужно было работать, выживать…

Нетрудно догадаться, что в стенах музея сейчас представлены в основном реалистические произведения. Есть несколько вещей, относящихся к так называемому суровому стилю 1960-х. Например, две эффектные работы из большой серии художников Владимира Добровольского и Семена Чернова «Обь целинная». Искусствоведы объясняют: эти произведения более обобщенные, контрастные и декоративные и напоминают плакаты 60-х. В годы целины молодые художники Добровольский и Чернов как раз вернулись на Алтай после окончания лучших художественных вузов страны и с 1961 по 1964 год работали над своей серией в соавторстве. В 1964 году она была показана на всесибирской выставке и имела большой успех у зрителей и критиков.

Еще один представитель сурового стиля в экспозиции – московский мэтр, народный художник СССР, академик Петр Оссовский. В 1957 году он приезжал в Каменский район, а в 1983-м на основе созданных в те годы этюдов написал большой триптих «Алтай», который занял тогда одно из центральных мест на Республиканской выставке в Москве. Оссовский был одним из основоположников сурового стиля, и хотя представленный триптих написан уже совсем в другое время, он все же отмечен некоторыми его чертами.

Осталось сберечь

На выставке можно увидеть и одну из самых первых работ, поступивших в созданный в 1959 году Художественный музей: у полотна выпускника Горьковского художественного училища Андрея Вагина «На весенние работы» инвентарный номер – 78. В 50-е годы молодой художник отправился в алтайские степи одним из первых.

Большой зрительский интерес всегда вызывают работы народного художника России Михаила Будкеева. В экспозицию вошли его этюды 50-х годов, показывающие условия, в которых жили первоцелинники. А еще большая законченная картина с символичным названием «Утро», на которой запечатлен уже следующий этап – создание новых совхозов (а в период до 1962 года их появилось более семидесяти). Строго говоря, на выставке почти невозможно хоть на секунду не ощутить тот порыв, которым были движимы 350 тысяч человек со всего Советского Союза, приехавшие на Алтай покорять целину. Вопреки известным стереотипам о советском искусстве эти работы дышат искренностью.

– Мы действительно погружаемся в этот быт, в историю, – сказал на открытии выставки зампред комитета по аграрной политике и природопользованию краевого Заксобрания Юрий Астанчик. – Здесь есть картина, там трактор с плугом – вот на таком плуге работала на освоении целинных земель моя мама…

Говорили на открытии и о наследии того времени.

– Это было серьезное достижение, которое позволило вовлечь в сельскохозяйственный оборот колоссальные площади, – напомнил сокуратор выставки доцент АлтГУ Владимир Овцинов. – Были распаханы площади, которые ранее не использовались, приехало большое количество людей со всей страны, и это дало серьезный импульс к развитию экономики и социальной сферы. Освоенные земли дали колоссальное количество продукции, о таком урожае сейчас мечтают многие земледельцы: свыше 40 центнеров пшеницы с гектара! К сожалению, успех не удалось закрепить. Я, как почвовед, не могу об этом не упомянуть: земля, которую мы распахали 65 лет назад, не осталась столь же плодородной, сильно пострадала и нуждается в нашей защите.

– Понятно, что время идет и сегодня мы многое оцениваем по-другому, – добавляет доктор биологических наук, профессор АГАУ Виталий Рассыпнов. – Природа кое-где стала восстанавливать то, что мы попортили: где были солончаковые почвы, восстановились аборигенные растения. Поселки, построенные в неблагоприятных для жизни человека условиях, исчезли. Но выставка – памятник людям, которые все это сделали. Мы потомки тех, кто освоил эту землю, и нам осталось ее только сберечь.

Фоторепортаж