18:10, 10 марта 2016г, Культура 2272


1
1

Выставка крымского пейзажа «Чудный край» в краевом Художественном музее соединяет произведения выдающихся мастеров русского искусства и работы современных алтайских художников и выглядит неожиданно цельной.

В музее, кстати, уверяют, что не старались приурочить эту экспозицию к годовщине присоединения Крыма, так совпало: сотрудникам просто захотелось показать работы самых разных художников, посвященные этой удивительной природе – солнцу, морю и скалам. И, как ни удивительно, этот план оказался вполне осуществим в нынешних музейных обстоятельствах. Крошечный по прежним меркам зал нынешнего здания 
ГХМАК представляет нам Ялту, Гурзуф и Бахчисарай, воспетые русскими, советскими и современными российскими живописцами и графиками в разных техниках и манерах.

«В нынешних стесненных обстоятельствах, когда нет места для постоянной экспозиции русского и советского искусства, мы хотели показать что-то хорошее, красивое, что вызвало бы у публики положительные эмоции. Так и получаются подобные выставки», – объяснила куратор экспозиции Светлана Артюхова. На открытие пришли юные учащиеся одной из художественных школ Барнаула, которые с немалым изумлением обнаружили в нашем музее подлинники Айвазовского (включая небольшую авторскую реплику «Девятого вала» 1857 года) и Петра Верещагина. Взрослых же посетителей больше удивило неожиданное единство столь разношерстной экспозиции.

– У нас есть произведения середины 19 века и 2001 года, а именно работа нашего алтайского художника Геннадия Борунова. Вот такая хронология, – объяснила школьникам сотрудница ГХМАК Наталья Гончарова, а после представила двоих известных алтайских авторов, неоднократно обращавшихся в своем творчестве к крымской теме: Павла Джуру и Альфреда Фризена.

Как оказалось, первая поездка в Крым у Павла Джуры, монументалиста и театрального художника по образованию, состоялась в 1964 году и была связана с преддипломной практикой в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина:

– Темой моего диплома был балет «Спартак», а поскольку Крым и Италия где-то созвучны по атмосфере – море, камни, горы, то я поехал на два месяца, просто чтобы почувствовать этот воздух и колорит, – рассказал Павел Данилович. – Был в Гурзуфе, Ялте, Симеизе, прыгал со скалы Айвазовского – мальчишки местные научили… Что такое балет для театрального художника? Это совокупность многих моментов: в каком веке жили герои, во что одевались. Я оказался в Крыму, написал несколько работ темперой, изучая свет, камни, море. Работал с натуры, разумеется, – я вообще очень ценю у художников этюды, они всегда как откровение. Уже потом можно что-то менять, перефразировать, например, улучшить композицию. Но в этюдах проявляется то самое нежное, что рождается от созерцания пейзажа.

И сейчас в музее можно увидеть этюды Джуры «Крым, Алупка. Городской пейзаж» и «Крым. Алупка. Лестница». Альфреду Фризену в экспозиции принадлежит лишь один пейзаж – «Татарский двор в Алупке» (1993). Хотя живописец признается, что в его мастерской одних только крымских пейзажей и этюдов разных лет набралось бы на отдельную выставку.

– Крым был притягательной силой для всех художников и до, и после революции, – говорит Фризен. – Особенно для художников направления «Бубнового валета» – это Александр Куприн, Константин Коровин и Петр Кончаловский, они ехали туда, как говорили в то время, «очистить палитру». И Крым это позволял: там устойчивая погода, и Куприн, например, мог писать одну работу по шесть сеансов – это редко где возможно! Пригласившие меня друзья посмеивались: я шел работать и становился спиной к морю, потому что понял тогда, что писать море не для меня. Больше интересовался этими старыми улочками. И вот как-то меня повезли туда, где сохранились татарские селения, я там много работал. В общем, после 1979 года я бывал в Крыму почти каждый год. Это такое сильное притяжение: много всевозможных музеев, художники-единомышленники да и сами климатические условия – все это привлекало в то время разных авторов.

Даже работы этих двух мастеров очень отличаются по пластике и колориту. А прибавьте к этому «Крым. Этюд» Михаила Беличенко или великолепный пейзаж «Каменный Гурзуф» Петра Панарина (1977) и эффектную работу Геннадия Борунова «Гурзуф. Южная ночь» (повтор 2001 года). Во всех этих произведениях, сколь бы различны они ни были, есть удивительное единство звучания и впечатлений, замечают искусствоведы. Убедиться в этом можно до 3 апреля в Художественном музее.