Доктора филологических наук из Алтайского края наградили медалью Пушкина

18:12, 22 апреля 2023г, Общество 1051


Фото: Википедия
Фото: Википедия

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Алтайского педуниверситета Галина Козубовская получила медаль Пушкина за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы. Такую госнаграду впервые вручили ученому из нашего региона.

Литературные вечера

Галина Козубовская – автор более 240 публикаций и семи монографий. Ее исследования не раз становились лауреатами региональных, российских и международных конкурсов.

– Галина Петровна, мама у вас – учитель математики, папа – строитель. Как вышло, что дочь стала филологом, влюбленным в творчество Пушкина?

– Дома было много книг, родители (тогда это была молодая семья) подписывались на все издания. Пушкин как-то всегда был рядом. Я помню первое академическое издание в коричневой обложке; оно и сейчас стоит на книжной полке. Не могу вспомнить детских книг со сказками классика, видимо, сразу читала во «взрослых» сборниках произведений. Но заинтересовалась Пушкиным по-настоящему на втором курсе пед-
института. Русскую литературу у нас преподавала Нелли Абрамовна Портнова, она и воспитала в нас любовь к Пушкину. Писать научную работу о нем было страшно, все-таки пушкинистикой занимались мэт-ры литературы. Я начала с исследования творчества Баратынского, одного из поэтов пушкинской поры, а к поэзии Александра Сергеевича прикасалась эпизодически. Статьи о Пушкине появились после защиты кандидатской о Баратынском, в докторской тоже большой кусок был посвящен ему, фрагменты исследований о Пушкине вышли в монографии о русской поэзии. В аспирантуре училась в Самаре и однажды попала на литературную гостиную,  подготовленную школьниками под руководством талантливого учителя литературы Владимира Тарсукова, – спектакль по книге Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Мне понравилось, как он с ребятами обсуждает нюансы спектакля, как готовятся декорации. Мне захотелось сделать что-то подобное у нас. И со студентами ежегодно проводим литературные гостиные по Пушкину.

В моей биографии был еще и Пушкинский дом (Институт русской литературы Российской академии наук). Я писала докторскую диссертацию по поэзии Фета под руководством Николая Николаевича Скатова, одного из самых эрудированных специалистов по русской поэзии. Он тогда возглавлял Пушкинский дом.

Уходящее чувство

– После научных изысканий изменился ли ваш взгляд на поэзию Пушкина?

– После защиты кандидатской я занялась пушкинским прощальным циклом болдинской осени. Он связан с тремя стихотворениями поэта – «Прощание», «Заклинание», «До берегов отчизны дальной». В тот период я как раз была погружена в фольклор, в такие жанры, как причеты, заклинания, плачи, которые начинали разрабатываться. Благодаря замечательной работе Владимира Николаевича Топорова на эту тему, я увидела связь «Заклинания» Пушкина с фольклорным жанром. Очевидно, что Пушкин в загробный мир не верил, но при этом в стихотворении он призывает умершую возлюбленную:

«Приди, как дальная звезда,

Как легкой звук иль дуновенье,

Иль как ужасное виденье...»

Речь идет об особых отношениях с миром в этот момент. Поэт хочет проверить силу своего убывающего чувства. Это же не Жуковский, у которого «любовь ни времени, ни месту не подвластна». Пушкин отлично сознает, что чувство уходит, но он продолжает «будить мечту сердечной силой». В стихотворении «Под небом голубым», которое предшествовало «До берегов отчизны дальной», поэт поймал себя на мысли о том, что равнодушен к смерти бывшей возлюбленной. И новое ощущение становится объектом исследования поэта. И это после периода романтизма, когда любовь возвели в абсолют. В стихотворении «До берегов отчизны дальной» он пишет:

«Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой –

А с ними поцелуй свиданья…

Но жду его; он за тобой…»

Для исследователей Пушкина эти строки до сих пор остаются загадкой. Поэт не верил в загробный мир, поэтому ни на какую встречу в нем рассчитывать не мог.

– Какие современные подходы найдены к прочтению прозы Пушкина?

– Мы изучаем со студентами «Повести Белкина». Белинский их даже не стал анализировать, посчитав эти произведения анекдотами и не более того. В пушкинистике тогда появлялись серьезные работы, чаще всего посвященные сопоставлению прозы Пушкина с западной литературой, в частности, с произведениями Вальтера Скотта. Но «Повести Белкина» оставались неразгаданными. В последнее время стали говорить о пародийном слое в повестях. В одном из писем Пушкина есть фраза: «Написал пять повестушек, над которыми Баратынский ржет и бьется». В чем смысл такой реакции? Поэты Пушкинского века хорошо знали контекст, романтическую литературу, популярную в то время. Пушкин виртуозно пародирует известные романтические произведения. Я студентам показываю современный мультфильм по повести «Метель» Марии Муат. В нем как раз хорошо воплощен пародийный слой. Кстати, Анна Ахматова (а она была пушкинисткой) разгадала один из пародийных пластов в произведении «Метель», увидев параллели с новеллой «Жених-призрак» американского писателя Вашингтона Ирвинга.

Трактовка

– Меняется политическая система, меняется трактовка литературы. Что с годами менялось в подходе к Пушкину?

– В советское время на Пушкина навешивали ярлыки, сближали его с декабризмом, преподносили как борца с самодержавием и т. д. В 90-е годы стали открываться новые подробности его взаимоотношений с царем. В одном из зарубежных исследований собраны материалы, в которых говорится о том, что царь обещал Пушкину поддерживать семью после его смерти. Еще одна деталь из постсоветских изысканий – Пушкин не мог простить императору Александру I греха отцеубийства. Александр I сидел и ждал, когда к нему придут и скажут, что с Павлом I покончено. По сути, это разрешение крови по совести.

В 90-е много всего открылось. Например, стало известно, что один из первых пушкинских биографов Павел Анненков буквально заставил писать мемуары Анну Керн. А когда сам начал создавать биографию Александра Сергеевича, дошел до последних дней и скомкал финал из-за недостатка фактов. Сейчас известна история трех сестер Гончаровых. Оказалось, Дантеса заставили жениться на сестре Натальи Гончаровой – Екатерине, которая, уехав с мужем, прекратила общаться с семьей.

– Для меня всегда было загадкой, почему Пушкин согласился на унизительную должность камер-юнкера при дворе?

– Пушкин с 1826 года, когда он вернулся из ссылки, не мог без цензуры опубликовать ни одного своего произведения и вынужден был идти на какие-то уступки. «Борис Годунов» был не сразу разрешен. В одном из писем Пушкин сам выражал сомнения относительно того, что царь простит его за «Бориса»: «Не спрятать под колпак ушей юродивого – торчат». Пушкин собирал сведения о Пугачевском восстании и о Петре I тоже с разрешения царя. А творчество требует свободы: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальную трудов и чистых нег».

Думаю, что со временем еще многое откроется из биографии Пушкина. Жаль только, что Наталья Гончарова уничтожила свои письма к поэту.

– Как привить любовь к чтению современной молодежи? Пушкин понятен школьникам в стихах, но вряд ли в исторической прозе.

– Я недавно была на уроке литературы в одной из барнаульских школ. Шестиклассники изучали «Дубровского». Лес рук, дети друг друга перебивают, хотят ответить. Помогает войти в мир произведения театр. Учительница водила шестиклассников в музыкальный театр на «Капитанскую дочку», им понравилось, сказали, что это про любовь. Спектакль действительно хороший, его даже выдвигали на «Золотую маску». Изумительная пластика, музыка, символика, костюмы. «Дубровский» уже чуть слабее получился.

Я думаю, что в школе не слишком удачная программа по литературе. Например, в среднем звене детям предлагают к прочтению из Чехова рассказ «Налим». Ну что там смешного? Зачем в школе изучать «Бориса Годунова»? А Марина Цветаева вообще считала «Евгения Онегина» вредным для детей произведением: там грустный финал.

– А как вы от студентов добиваетесь внимания к пушкинскому слову?

– Приходится ломать стереотипы. Они привыкли сначала изучать источники, а потом их пересказывать. Я пытаюсь их научить анализировать текст. ЕГЭ отбило желание высказывать свое мнение, дети боятся ошибиться. Курсовые работы пишут, пытаясь надергивать материал из чужих исследований. Но есть студенты глубокие, самостоятельные, с хорошим литературным вкусом, которые сразу схватывают и не боятся рассуждать, из них потом выходят талантливые учителя. Как, впрочем, всегда было.

Что ж, пожелаем педагогу талантливых учеников и новых научных открытий.

Фоторепортаж