Рай для сладкоежек

10:24, 18 февраля 2015г, Общество 1777


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Барнаульская халвичная фабрика, как сотни предприятий малого и среднего бизнеса Алтайского края, воспользовалась возможностью возместить часть расходов по модернизации производства за счет средств бюджета.

Рецепты братьев

Схема партнерства предпринимателей и управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры проста. От бюджета – деньги на возмещение части затрат предпринимателя на покупку нового оборудования, от участника программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы – белая зарплата работников, налоговая дисциплина, стабильность социально значимого бизнеса в реальном секторе экономики. По словам Елены Исаевой, начальника отдела финансовой поддержки предпринимательства профильного ведомства, предприятия края только за последнее время приобрели оборудования на 777 миллионов рублей, при этом сумма по программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы составила 296,5 миллиона.

С середины 90-х братья Евгений и Вадим Астаховские, занимаясь торговлей, параллельно исследовали потребности рынка. Торговые представители в очередь за халвой выстраивались, и начинающие предприниматели из Барнаула решили заполнить эту нишу. Свой первый производственный опыт Вадим Юрьевич вспоминает с иронией:

– Начинали мы с нуля, не умели ничего и до многого доходили методом проб и ошибок. 29 января 2002 года выпустили первую партию продукта и… выбросили. Халва, которая должна быть рассыпчатой, почему-то тянулась, как ириска. Оказалось, мы просто не умели правильно уваривать карамель. Моей дочери Валерии, тогда еще маленькой, мы давали на пробу халву разных производителей. Обидно даже было, когда она нашей сладости предпочитала продукт наших коллег с Азовской кондитерской фабрики. Сейчас все наоборот, ей нравится барнаульская.

Так, наверное, и выглядит рай для сладкоежек. Конфеты, брикеты, кунжутная, арахисовая и подарочный вариант – барнаульская воздушная халва, как принято считать, авторская, от братьев Астаховских. Но Вадим Юрьевич сообщает, что этот продукт есть еще в советских ГОСТах 40-х годов. За Уралом «воздушку» выпускает только Барнаул, где есть для этого специальное промышленное оборудование.

Сладкие мечты

Даже крепко стоящему на ногах предприятию не помешает хорошее подспорье – господдержка, в этом уверены братья Астаховские. Их мечта – кормить Россию вкусной и полезной алтайской халвой – потихоньку сбывается во многом благодаря проекту модернизации фабрики:

– Барнаульской халвой лакомятся сегодня в Казахстане, Белоруссии, Германии, регионах России. Зарубежный рынок нам интересен, но прежде мы хотим быть полезными своей стране. Так, мы представлены в московском «Перекрестке», в других же столичных сетях нас нет. Так же и в других регионах Центральной России.

Новое трехэтажное здание Барнаульской халвичной фабрики за 2 года оснастили современным высокопроизводительным оборудованием. В модернизацию производственники вложили около 100 миллионов рублей, из них 15,5 – субсидии, предусмотренные государственной программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». Автомат резки – российский, из Екатеринбурга, а карамельная линия – из Германии. Все автоматизировано, точные температурные датчики не дают патоке перевариться. А там, где сливаются две реки готовой карамели и перетертой массы подсолнечника, рождается халва. Автоматика автоматикой, но мастер – технолог Дмитрий Евдокимов привык доверять своему опыту, качественную карамель он может определить на глаз. На фабрику Дмитрий пришел 7 лет назад, здесь переучился с повара-кондитера на специалиста халвичного производства, а заодно влюбился на всю жизнь в халву тахинную и арахисовую.

Прежний кадровый состав, 80 работников, на новом оборудовании увеличил выработку халвы в 3 раза. Задачу – выйти на проектную мощность в 30 тонн продукта за смену – халвичных дел мастера не считают утопией. Но теперь они могут предъявить потребителю еще один козырь помимо качества и вкуса – себестоимость продукта. Снизить ее помогает автоматизация процессов. А конкурентная цена сибирского продукта – это уже равные возможности игры на рынке для Барнаула и традиционных производителей халвы из южных регионов России, где входящее сырье дешевле, чем в Сибири, по понятным причинам.

Фоторепортаж