Рекомендации педагога по речи: как говорить красиво и правильно в эпоху переписок

18:35, 14 декабря 2023г, Общество 899


Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Красивая грамотная речь – визитная карточка человека в обществе. Это личный комфорт и контроль над собой.

Человеку с базовыми ораторскими навыками проще звонить незнакомым людям, выступать публично - от банальных ответов на семинаре до защиты собственного проекта. Сегодня вопрос речевой неграмотности стоит особенно остро. Куда проще написать сообщение, чем объяснить мысли устно. Однако жизнь, как бы она не становилась удобна для интровертов, до сих пор требует от человека умение разговаривать.

Интернет предлагает множество «волшебных» упражнений: «улучшить дикцию за 2 минуты в день!», «красивый голос за 5 минут» и знаменитая гимнастика с карандашом во рту. Они обещают открыть двери в мир ораторского искусства. Первое, что смущает профессиональных педагогов по речи – скорость.

Татьяна Козицына – педагог по речи, закончила аспирантуру и ассистентуру кафедры речи в ГИТИС, бывший директор Молодежного театра. Работала со студентами в АлтГУ и АГИК. Сейчас работает с ведущими программы ГТРК «Вести Алтай». Считает, что советы из сетей без консультации специалиста не только не дают длительного результата, а более того – могут навредить.

«Все что делается приблизительно – не даёт пользу. У человека может быть несмыкание связок. А то ещё, не дай Господь – узлы на связках, паралич связок. Болезни, которые потом очень сложно вылечить», - рассказывает педагог.

Очень важно, что красивая правильная речь – это долгий поэтапный труд. Говорить мы можем с рождения. Но освоить навык. Причём работать нужно до тех пор, пока навыки не перерастут в рефлекс.

В обществе принято считать, что речь – показатель культуры, образования. Это верно. Но это более глубинные характеристики. Во внимание важно брать семью, воспитание, прожитый опыт. Речь – это ты сам. Может потребоваться помощь другого специалиста. Например, логопеда, а то и психолога. В комплексе упражнений есть отдельный блок – на снятие внутреннего напряжения. Ведь такой настрой влияет на все действия человека, на говорение – в том числе.

Часто бывает – человек не до конца понимает, что именно хочет получить от занятий с педагогом. Чаще всего, обращаются те, кто хочет выйти на более профессиональный уровень. Научиться правильной нормативной речи:

«Как-то считается, что речь – это наша природная способность и говорить умеют все. А речью как раз таки мы и не владеем. Особенно, если хотим быть носителями профессиональной речи», - считает Татьяна.

Важно понимать, что нормативная речь, которую мы слышим по телевизору, радио, на ораторских выступлениях – не просто шаблон.

Ещё одна задача педагога – раскрыть темперамент говорящего. Когда он будет осознавать себя, слышать себя, уметь и хотеть говорить – его начнут слушать.

Важно окружать себя правильной средой. Слушать и впитывать грамотную речь. Например, у нас, жителей Алтайского края – самая распространенная ошибка в речи – говор. Западно-Сибирский.

«Я приеду из Барнаула в Москву, мои педагоги за голову хватаются – батюшки! Я приехала с говором!», - отмечает собеседница.

Особенность Западно-Сибирского говора заключается в том, что у нас каждое слово многоударность или равновеликость гласных в слове. Что это значит? Говорящий останавливается нА кАждой удАрной в слОве, а по нормам – нужно останавливаться только на ОДНОЙ.

Парадокс – человек без речевого слуха этих ошибок не замечает. Но если говора нет – слушающий неосознанно эмпанирует такому говорящему, слушать приятнее и легче. 

«Другая болезнь – другая сторона медали – стяжение гласных или исчезновение. Например, вместо «подготовка. Также нас отличает – повисающая интонация, она идёт вверх» - «пдгтовка», - замечает Татьяна.

Речь – природная способность, говорить умеют все. А вот речь правильная – это навык. Который нужно отрабатывать до тех пор, пока он не станет рефлексом.

 «Не учась, невозможно танцевать «Жизель» или играть на скрипке Паганини», - считает педагог.

И это только малая часть того, с чем приходится работать во время воспитания правильной речи. Как видите, главный действенный совет – пойти к специалисту и не заниматься «самолечением» даже в рамках здоровья речи. Самоучители и гайды по ораторскому мастерству могут сделать только хуже. Важно определиться для себя, почему вы хотите говорить лучше именно теперь и что подразумеваете под этим «лучше». Для начала можно обратиться к психологу. Быть может, ваша привычка проглатывать звуки - признак социальной неловкости, и ее стоит рассматривать в контексте того, почему вы вновь и вновь выбираете кассы самообслуживания, избегая живых продавцов.

Что можно сделать уже сегодня?

Скороговорки и зарядки для языка вряд ли помогут. Чтобы тренировать речь, важно больше разговаривать и общаться в живую. Интересное ораторское упражнение - взять любой предмет в руки и вслух описывать его в течение минуты. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Важно следить за экосистемой своей речи. Читать и перечитывать классическую литературу, смотреть старые фильмы и ходить в театр.

Анастасия ЧУГУЛОВА, Алиса ФОТЬЕВА

 
Новости партнеров
Фоторепортаж