Рейс в Сочи. Как алтайская студентка работала проводником в курортном поезде

11:23, 24 июля 2019г, Общество 4183


1
1

В разгаре - трудовой сезон алтайских студенческих отрядов. Бойцы работают на стройках, в детских лагерях и в поездах. Насколько сложно быть молодым проводником, я испытала на себе. На самом деле, трудности есть, но ведь столько романтики! Такую возможность я получила благодаря студотряду АлтГУ «Вектор». Опишу вам один обычный рейс – ничего особенного, просто будни проводника.

Начало рейса

Рейс из Смоленска на имеретинский курорт в Сочи – это звучит заманчиво. Туда я и поеду, но сначала знакомлюсь со своими напарницами. Одна из них «женщина — кремень», отработавшая на железной дороге порядка 30 лет. Она из тех проводниц, которые своим пассажирам «отдают приказы». Другая – молодая мама, сразу начала меня подкармливать. Система простая, каждая из них закреплена за определенным вагоном, а я подменяю их в определенное время. Итого 6 часов сна и 12 часов работы.

Посчитали белье, это важно, за недосдачу придется платить, поэтому проводники так трясутся за каждое полотенце, а также за посуду: подстаканники и ложечки. Подготовили плацкарты к отъезду. На посадке было не сложно проверять билеты, пока не подошла группа детей в составе 18 человек. У каждого надо было обязательно сверить данные. Получилось.

Трудности работы

Студента-проводника в дороге поджидает много тонкостей, которые он обязан знать. В первый рейс не пустят без проверки знаний. В обязанности проводника входит проверка билетов, контроль постельного белья, уборка вагона и сервис. Также мы должны следить за безопасностью пассажиров.

Сначала сложно сообразить, что за чем, но быстро втягиваешься. У меня даже появилось ощущение, что проводником ездить интереснее, чем пассажиром, который только спит, ест и снова спит на протяжении нескольких суток.

Спать иду по расписанию, но сталкиваюсь с проблемой: ни в первом, ни во втором вагоне не находится для меня места, даже в служебном купе его нет. Кадровые проводники не любят сидеть в рабочем кресле, а потому занимают комнату отдыха. Второй полки там нет, если только это не купейный вагон. Пришлось идти к соседям и проситься на ночлег.

Вокруг горы чистого белья. Пакеты с ним шуршат под ухом, под боком, в ногах. Комплектов так много, что не знаешь, куда их положить, и практически спишь на них.

Что еще может произойти? Есть вероятность, что вагон сломается. В России еще много старых вагонов, батареи не выдерживают, от этого выключается свет, перестает работать кипятильник и кондиционер. Так вот, я подхожу к титану, чтобы набрать горячей воды, а там всего 60 градусов.

Обнаружена поломка. Скорее вызываю поездного электромеханика, а он пришел и заявил, что вагон разрядился, кипятильник придется топить вручную. Что ж, вспоминаю, как топить печь. Разжигаю дрова и каждые полчаса подкидываю угля, чтобы пассажиры могли спокойно пить чай.

Через некоторое время генератор заработал, и на одну проблему стало меньше.

Общение в поезде

«А что у вас за форма? На ней так много значков!» — говорит мне одна пассажирка. С такими людьми можно поговорить обо всём. Вообще многие пассажиры открытые и вежливые, дебоширов мало, но редко и такие попадаются. Когда один такой нарушал общее спокойствие, к нему подошла «женщина -кремень» и сразу сам он затих.

«А вы сами с Алтая? Ничего себе, у вас там природа красивая, мёд вкусный», — удивилась та же пассажирка, внимательно рассмотревшая зелёную куртку. Тогда я начала рассказывать о своем крае, и легкая грусть появилась. «У меня мама с Алтая! Из Рубцовска!» — сказала она мне потом, и я сразу заскучала по дому.

А как работают кадровые проводники, скучают ли по родным? Пассажиром ехала бывшая проводница Нина Шубная. Она рассказала мне, как было в ее семье:

«Мне нравилась моя работа, я награды получала и благодарности. Пока ездила одна, было всё нормально, а когда появилась семья, стало сложно. У меня две дочки. Младшей катастрофически не хватало мамы дома, и, став старше, она мне высказала, что я ее бросала. Она постоянно говорила, что мне нужно найти другую работу. Я приезжала, она мне газету с объявлениями покупала, и мы сидели, искали работу. Я даже не предполагала, что ребенок будет так страдать. Пришлось увольняться».

За окном поля сменяют леса, а через каждый час остановка зачастую на две минуты, пропускать нельзя, вдруг придется впопыхах запускать или выпускать пассажиров. Проводник с вагона по соседству также постоянно выходит на станциях. Рядом со мной студент. И вот я завела новое знакомство. Поэтому на междусменном отдыхе не скучно.

В поезде люди откладывают свои телефоны, потому что сеть не ловит, и начинают общаться. Разве не здорово? Это отличное средство, чтобы перестать быть зависимым от гаджетов. Потом и дома начинаешь пользоваться телефоном только по делу.

Отдых и обратный путь

Два дня в поезде за работой пролетели незаметно. И вот из окна уже видно побережье. Моя напарница рассказала, что года два назад в этом месте за поездом плыли дельфины. Сейчас их нет, но всё равно я осталась в восторге от такого пейзажа за окном.

Хочется поскорее выбежать из поезда и нырнуть в воду. Но нельзя забывать, что ты проводник. По приезде я быстро вымыла вагон, помылась там же в тазике (такие условия), и улеглась спать. Через несколько часов отдыха от рейса собралась на море за компанию с новыми знакомыми. У нас в запасе было часов шесть, не меньше. И море кажется даже теплее, потому что  приехала сюда бесплатно.

После такого релакса путь обратно казался мне легким. Проводница «молодая мама» призналась, что по ощущениям домой возвращаться всегда быстрее.

Работа уже не казалась мне сложной. Все записи, которые я должна была делать, все посадки и высадки, уборка и сменяющийся режим сна стали обыденностью. Мои навыки в этой профессии заметно улучшились, и сразу появился результат – благодарность от пассажиров.

Одна добрая бабушка написала мне хороший отзыв в книгу жалоб и предложений. От этого поднялось настроение, появились дополнительные силы в «борьбе с трудностями». Хорошо, что пассажиры поддерживают и не дают пасть духом.

Мы уже подъехали к Смоленску. Только сейчас я заметила, как сильно загорела. Рейс закончился. А я, кажется, и не устала. Иду в предоставленное студентам общежитие. Теперь, как и многие такие же бойцы студотрядов, жду следующую поездку и первую зарплату.

Олеся СЕРЕБРЕННИКОВА, фото предоставлено автором

 
Фоторепортаж