Росреестр не может выстроить наиболее эффективную работу с МФЦ Алтайского края

16:00, 20 апреля 2016г, Общество 1618


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Управление Росреестра по Алтайскому краю не может выстроить наиболее эффективную работу с МФЦ региона. На сегодня доля заявлений на регистрацию прав, принимаемых многофункциональным центром, составляет около 15% от общего объема. Это критично мало. В Национальном рейтинге Агентства стратегических инициатив за 2015 год управление Росреестра по Алтайскому краю заняло одно из последних мест в Сибири.

Чтобы было удобно

Этот острый вопрос обсуждался в ходе рабочей встречи губернатора края Александра Карлина с руководителем управления Росреестра по Алтайскому краю Юрием Калашниковым. Губернатор отметил, что власти региона потратили немалые бюджетные средства на создание многофункциональных центров и их филиалов в городах и районах края.

– Мы достойным образом их оснастили, подобрали и обучили персонал, структуры МФЦ разместили как можно ближе к населению, чтобы людям было удобно обращаться в эти учреждения, – сказал Александр Карлин. – Если говорить о рейтингах, то наш МФЦ занял первое место в России. Росреестр там оказывает услуги лишь на 15%. Это самый низкий показатель в Сибирском федеральном округе. Разнятся сроки оказания государственных услуг: через Росреестр – семь дней, через МФЦ – девять. Со всеми федеральными структурами у многофункционального центра найдено понимание и налажено тесное взаимодействие, кроме Росреестра. Значит, есть причины, которые необходимо выявить и устранить.

Поскольку это болезненный вопрос для населения, его нужно решить в кратчайшие сроки. «Наша задача – сделать получение государственных услуг удобным для граждан, предпринимателей, для тех, кто занимается экономической деятельностью, которую сегодня нужно всячески стимулировать, – сказал Александр Карлин. – В регионе, где система МФЦ выстроена по модели, признанной лучшей в стране, не должно быть низких показателей по предоставлению какой-либо государственной услуги».

В общем и целом

Юрий Калашников рассказал, что по итогам 2015 года территориальное управление Росреестра по Алтайскому краю по организации, эффективности и результативности деятельности заняло четвертое место в России. Особо отмечена работа по ведению фонда данных, полученных в результате землеустройства. Специалисты центрального аппарата Росреестра, изучив практику управления,  рекомендовали ее к внедрению во всех других территориальных органах в стране. По итогам минувшего года управление лидирует в рейтинге по объему запрашиваемых и выданных сведений по системе межведомственного электронного взаимодействия. Впереди только центральный аппарат, Московская область и Татарстан.

– Кроме того, в 2015 году начата работа по регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде, – отметил Юрий Калашников. – В 2015 году поступило 512 пакетов документов, а уже в первом квартале 2016 года – более 1000. Весь прошлый год мы много времени посвятили сверке и чистоте базы данных. В настоящее время форматно-логический контроль, переданный в налоговую службу, охватывает 98,5% объектов недвижимости.

Штрафы – не самоцель

Александр Карлин поднял вопрос неучтенных объектов недвижимости. «У нас еще достаточный массив объектов недвижимости, права на которые должным образом не оформлены, – сказал он. – С одной стороны,  это защита прав граждан. С другой – государство недополучает очень серьезные ресурсы. Ситуация с паводком 2014 года показала, что у нас большое количество земельных участков, домовладений, попавших в зону подтопления, не имели правоустанавливающих документов. В отдельных населенных пунктах их доля составляла до 70%».

Губернатор попросил совместно с муниципальными властями усилить в этом направлении разъяснительную работу с населением: «Эти территории необходимо взять на особый контроль. Чтобы все, кто владеет землей и объектами недвижимости на ней и попадает в зону возможного подтопления, прошли процедуру государственной регистрации. Там, где требуется судебное решение, необходимо рекомендовать людям обратиться в суд, получить надлежащий судебный акт, что является основанием для государственной регистрации».

Александр Карлин обратил внимание на то, что государство не может бесконечно брать на себя расходы по компенсации ущерба, причиненного собственникам в случае, когда эта собственность не узаконена. «Разъяснительная работа будет продолжена», – заверил Юрий Калашников.

Среди других вопросов на встрече обсуждались меры по усилению контроля за соблюдением земельного законодательства. По словам Юрия Калашникова, ведомство в 2015 году провело около 6 тысяч проверок, это меньше, чем в 2014 году, но при этом их результативность повысилась на 59%. Больше было выявлено нарушений и взыскано штрафов.

Глава региона в свою очередь подчеркнул, что наложение штрафа не должно быть самоцелью этой работы. Это скорее средство. Главная задача заключается в том, чтобы земля использовалась по-хозяйски, чтобы нарушения земельного законодательства были сведены к минимуму.

– У нас контролеров немало, а результатов явно недостаточно, – сказал губернатор. – Земли в Алтайском крае много, но это не значит, что к этому богатству мы не должны относиться как рачительные хозяева. Я прошу вас во взаимодействии с Главным управлением имущественных отношений края и Главным управлением сельского хозяйства края, муниципальными образованиями навести порядок. Нужно меньше сидеть по кабинетам, а больше заниматься конкретной живой работой.

Нельзя оставаться безучастными

Еще одна тема, мимо которой нельзя пройти, – оценка стоимости земельных участков. Губернатор акцентировал внимание на качестве работы тех структур, которые занимаются кадастровой оценкой. Ненормально, когда, к примеру, при оценке одного и того же земельного участка ее результаты разнятся в десятки раз. Ведь по ним выносятся окончательные решения органов исполнительной власти, а также решения судебных инстанций.

– Что за профессионалы-оценщики и здесь, и там? – обратился к Юрию Калашникову губернатор. – Они руководствуются какими-то объективными критериями, утвержденными методиками либо работают по принципу «чего изволите»? Эти вопросы возникают, потому что поступает множество обращений от граждан и юридических лиц, которые не удовлетворены результатами оценки. Обращения в суды носят массовый характер, и нужно делать соответствующие выводы. Я прошу внимательно проанализировать ситуацию, воздействовать на нее или предложить решение этих вопросов в части, не входящей в вашу компетенцию.

Фоторепортаж