Ровесник дороги

15:30, 29 апреля 2015г, Общество 1595


Ровесник дороги Фото №1

30 апреля исполняется 100 лет со дня рождения знатного алтайского железнодорожника Героя Социалистического Труда Александра Павлова.

Павлов пришёл на железную дорогу в декабре 1932 года после окончания Барнаульской школы слесарей по ремонту подвижного состава. Год работал в ремонтных цехах, затем его перевели на паровоз вначале кочегаром, а затем помощником машиниста. А уже в 1936 году, успешно сдав экзамен на право управления, Александр Спиридонович стал машинистом паровоза.

В 1937-1940 годах он служил в Красной армии, после увольнения вновь возвратился в депо станции Барнаул. В годы войны Александр Павлов не раз подавал заявление с просьбой отправить на фронт. Но на машинистов паровозов распространялась бронь, и на войну его не призвали. Он водил поезда с экономией угля. Работал на разных паровозах – от ОВ до Л. Был в числе первых последователей машиниста Петра Кривоноса, который повысил скорость локомотива вдвое, до 46-47 километров в час, а также Николая Лунина, объявившего свою бригаду мобилизованной в помощь фронту и рассматривавшего её как красноармейское боевое отделение с железной воинской дисциплиной.

После окончания войны Александр Спиридонович также осваивал новую технику, новые специальности. К правам машиниста паровоза первого класса добавил удостоверения тепловозника, электровозника и электросекционника. Казалось бы, зачем рабочему столько специальностей? Ведь многие так и ушли на пенсию с одного вида тяги. Но у Спиридоныча, как его уважительно звали в депо, был твердый принцип – уметь делать всё и исполнять всё на совесть. Так оно и было. Павлов знал любую технику и мог управлять любым поездом. Причём учил своему ремеслу молодых машинистов. Но не стеснялся и спросить, чего сам не знал. Помню, в 1964 году я прибыл с Восточно-Сибирской дороги, где почти два года работал на электровозах ВЛ60, а на Алтай эти электровозы только поступили. Оказался в нескольких поездках вместе с Александром Спиридоновичем. Робость брала: как же, прославленный машинист, Герой Социалистического Труда! Но после того как Спиридоныч попросил меня рассказать, как обслуживают электровозы на Восточно-Сибирской, стеснение как рукой сняло. Меня, юношу, спрашивает такой человек, как правильно эксплуатировать электровоз! Вот такой он был, Павлов!

Нет, не зря ему 1 августа 1959 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он много занимался общественной работой, представлял железнодорожников на различных форумах. В мае 1985 года Павлов участвовал в параде Победы в Москве как участник трудового фронта. За успехи в выполнении производственных показателей и общественную деятельность в 1965 году его награждают знаком МПС «Почетный железнодорожник», а 24 апреля 1970 года решением Барнаульского городского Совета депутатов Александру Спиридоновичу Павлову присвоено высокое звание «Почётный гражданин города Барнаула».

Таким был он – скромным и трудолюбивым, грамотным специалистом и хорошим воспитателем, человеком ответственным и порядочным. Таким мы его помним всегда.

Геннадий КОРЯГИН

 
Фоторепортаж