Стандарты определяет работодатель

19:00, 26 июля 2017г, Образование 1280


1
1

С 1 сентября профессиональные лицеи и колледжи региона приступают к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) самых перспективных и востребованных профессий и специальностей на рынке труда.

По новым стандартам образовательный процесс должен подстраиваться под требования работодателей, что означает внедрение дуального, или практико-ориентированного, обучения.

Высокие требования

Филиал Алтайского транспортного техникума в селе Первомайском одноименного района получил лицензию на открытие новой специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», которая входит в федеральный перечень топ-50 самых востребованных на рынке труда. Принимать первых учащихся по ней начнут через год, но нам уже сейчас показывают современные комбайны, трактор и другую технику, купленную в последние годы за счет краевых средств. Пока на ней продолжат обучать трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства.

– Требования к реализации новой специальности очень серьезные, и чтобы получить образовательную лицензию, мы должны были полностью укомплектоваться оборудованием, – говорит директор Алтайского транспортного техникума Инна Павловская. – До сих пор не хватало почвообрабатывающего посевного комплекса, и недавно наш главный социальный партнер – птицефабрика «Молодежная» передала ППК-8,2 рубцовского производства.

– Мы с этим учебным заведением связываем свое будущее, потому что кадры наши, к сожалению, стареют и пополнение возможно только из образовательных учреждений, – объясняет свою щедрость гендиректор предприятия Евгений Давыдов.

Практико-ориентированное обучение в Первомайском не новость, как и тесное взаимодействие с работодателями. С птицефабрикой «Молодежная» филиал техникума (бывшее СПТУ № 13) сотрудничает еще с середины 2000-х. Предприятие не только крупнейший социальный партнер учебного заведения, но также база практики и работодатель для значительной части выпускников. А старший инженер сельхозпроизводства птицефабрики является председателем экзаменационной комиссии. Собственно, под птицеводческие предприятия бывшее профтехучилище и создавалось в 70-е годы.

Образование подстраивается

О том, как менялось его техническое оснащение, рассказывают мастера производственного обучения. Андрей Гущин когда-то сам окончил СПТУ № 13 и работает здесь уже 26 лет.

– У нас есть свое учебное хозяйство, где ребята отрабатывают полученные навыки. Практики нашим учащимся хватает с лихвой, – говорит мастер. – А современная техника, конечно, разительно отличается. Она стала гораздо надежнее и комфортнее.

Его слова подтверждает заведующая Первомайским филиалом транспортного техникума Юлия Фролова: «У меня есть права, и я как-то сама попробовала работать на новом комбайне – в присутствии мастера, разумеется. Новой техникой легко управлять даже женщине. В кабине уже не штурвал, а джойстик. Ни пыли, ни грязи – раньше о таком только мечтали».

– Особенность обучения профессиям из списка топ-50 в том, что ребята должны теперь практиковаться только на таком оборудовании, которое используется нашими хозяйствами, – подчеркивает Инна Павловская. – А они в массе своей уже отходят от всех этих старинных тракторов.

С 1 сентября этого года в крае начнут учить пока по двум рабочим профессиям и пяти специальностям из топ-50. Замминистра образования и науки Алтайского края Инесса Долженко объясняет, что новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют уже работодатели, так что в них прописаны необходимые им навыки и квалификации. Образовательный процесс подстраивается под эти требования, вводится вариативная часть, появляется возможность ввести дополнительные курсы. Готовить собираются не выпускников с корочками, а востребованных специалистов. Работодатель в свою очередь должен стать не только социальным партнером, но и активным участником образовательного процесса.

– В связи с этими изменениями все наши учреждения профессионального образования получали новые лицензии, модернизировали свои площадки, учебные лаборатории, базы, – говорит Инесса Долженко. – Например, с 1 сентября меняется ФГОС по рабочей профессии «повар-кондитер» – одной из самых массовых в нашем регионе, по ней готовят в шестнадцати профессиональных учебных заведениях. Отличие нового стандарта – в увеличении срока обучения на год и совершенно новых требованиях к оснащению оборудованием. Но исходя из того, что производственный процесс в поварском деле достаточно быстро меняется, мы пошли по пути использования в обучении площадок работодателей. Подключились крупные рестораны Барнаула и Бийска, сельские предприятия общественного питания. По сути, мы реализуем сетевые программы, в которых используется оборудование бизнеса, а первоначальную базу дает образовательное учреждение.

Мария ИВАНОВА

 
Фоторепортаж