Зачем дошкольникам психолог

18:27, 31 октября 2023г, Образование 1949


Фото: Людмила Маковецкая
Фото: Людмила Маковецкая

Педагог-психолог из Рубцовска победила на Всероссийском конкурсе профессионального мас­терства в номинации «Признание Общероссийского профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации».

Нужная профессия

Буквально несколько десятков лет назад о психологах в дошкольных учреждениях никто не слышал, достаточно было воспитателя и нянечки, чтобы успокоить, вытереть слезки, помирить. Меняется жизнь, меняются дети, меняются запросы родителей. Сегодня это очень востребованный специалист, который непременно должен быть в штате, чтобы заботиться о психологическом состоянии ребенка.

Чем современные дети отличаются от прежних, какие проблемы приходится решать взрослым – у кого узнать ответы на эти вопросы, как не у победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства.

Наталья Иванова 17 лет работает в рубцовском детском саду № 57 «Алёнушка» – учреждении, применяющем новаторские методы, являющемся региональной инновационной площадкой по экологическому воспитанию. Кроме того, детсад инклюзивный, его посещают и ребятишки с особенностями развития.

Новые детки – другие бедки

Наталья вспоминает, что 17 лет назад в детском саду был всего лишь один гиперактивный ребенок, да и застенчивых тоже единицы. Других серьезных поведенческих проблем не наблюдалось. Сегодня, отмечает специалист, увеличивается количество воспитанников с аутизмом:

– Это самая главная проблема, потому что с каждым днем таких детей выявляется все больше и больше. У нас в этом году открыта еще одна компенсирующая группа в связи с этим.

По исследованиям психологов, с которыми она абсолютно согласна, причинами такого всплеска являются генетические нарушения, плохие экологические условия, инфекционные заболевания женщины, неправильное питание и неправильный образ жизни.

С особенными ребятишками специалист работает в малых подгруппах и индивидуально. В подгруппы в основном объединяют детей с проблемами в поведении, например, агрессивнос­тью. Занятия строят так, чтобы дошкольники могли разыграть сценку, сравнить поведение, посмотреть со стороны и сделать выводы. У других надо снизить тревожность, научить общаться. А детки с проблемами развития в познавательной сфере посещают индивидуальные занятия по развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Зарядка для ума

Наталья Владимировна разработала собственную коррекционно-развивающую программу для детей 5–6 лет с нарушениями речи под названием «Зарядка для ума», в которой используется комплекс нейропсихологических игр и упражнений. На Всероссийском конкурсе она провела мастер-класс, показав элементы занятий с их применением.

Программа реализуется не первый год и демонстрирует неплохие результаты. У воспитанников повышаются работоспособность, внимательность, интерес к занятиям, синхронизируется работа обоих полушарий. Как правило, у детей с нарушениями речи они есть также в познавательной и двигательной сферах.

– Чтобы работали оба полушария, необходимо, чтобы создавались новые нейронные связи. Нейропсихологические упражнения помогают их наращивать, – поясняет специалист.

Преодоление кризиса

У педагога-психолога в детском саду невероятно много работы. В ясельных и младших группах Наталья Владимировна проводит наблюдения, помогает воспитателям понять малыша, дает рекомендации, как себя вести с ним, советует родителям, как облегчить процесс адаптации.

Кроме того, она работает с детьми от полутора до трех лет, которые еще не посещают детский сад, и их нужно подготовить к поступлению в дошкольное учреждение. Для них организованы занятия и праздники, на которых малыши находятся вместе с родителями. По завершению такого курса в студии раннего развития ребенка «Малышок» проходит посвящение в дошколята.

Сложным для всех этапом является кризис трех лет.

– Родители таких детей сталкиваются с упрямством, негативизмом и нуждаются в особой помощи и рекомендациях, – подчеркивает педагог-психолог. – Нередко ребятишки начинают капризничать в магазинах, устраивать сцены, чтобы им купили желаемое. Взрослым в такой момент следует сохранять спокойствие, как бы трудно это ни было, а разговоры оставить до поры, когда негатив схлынет. Ребенок поймет, что таким способом ничего не добиться, и вряд ли захочет повторить.

Скоро в школу

С детьми в общеразвивающих группах педагог-психолог работает по программе «Цветик-семицветик», где идет познавательное, эмоциональное, личностное, коммуникативное развитие.

Для подготовки к школе проводятся занятия по авторской программе «Развивай-ка». Когда ребенок уверен в себе, внимателен и знает, что может хорошо запомнить информацию, у него повышается самооценка.

Пап и мам тоже нужно подготовить к тому, что ребенок скоро пойдет в школу. Проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, а помимо этого на сайте детского сада имеется платформа «Шпаргалка для родителей». Также Наталья Иванова является консультантом регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей в Алтайском крае», дистанционно оказывает психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.

Она является автором нескольких программ и планирует в ближайшем будущем разработать психолого-экологические тренинги для детей 4–5 лет.

Ей очень близки слова Антона Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Фоторепортаж