Трамвай идёт в депо. Или в тупик?

13:02, 13 июля 2017г, Общество 2147


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Во многих городах России трамваи и троллейбусы поставлены на грань выживания. Причин для этого множество, и в основном они экономического характера: немалый тариф на электроэнергию; уменьшение пассажиропотока, соответственно, падение выручки; невозможность обслуживать пути и развивать транспорт на должном уровне за неимением финансовых средств и так далее. К сожалению, проблема сохранения одного из видов горэлектротранспорта не обошла и Бийск.

Как всё начиналось

Трамваи пришли в Бийск в далеком 1958 году благодаря строительству Бийского химического комбината. Именно тогда возникла необходимость в доставке большого числа рабочих в цеха гигантского предприятия и для этого был создан транспортный цех. К началу 1960 года укладку рельс и обустройство контактной сети первого пути длиной 10,6 км завершили и обкатали. На линию вышли современные по тем временам вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода КТМ-1.

Годы шли, трамвай развивался. Рельсы пронизали практически весь Бийск, включая и его заречную часть. Горожане теперь могли без труда добраться до любого, даже самого отдаленного уголка, в том числе и в промышленные районы. Чтобы проделать все эти работы, Бийску понадобилось 12 лет. Затем прошла модернизация путей – замена легких рельс средними и тяжелыми, что позволило трамваям развивать достаточно высокую по тем временам скорость 40 км/ч.

Что касается трамвайного парка сегодня, то в отличие от Барнаула, где ставку сделали на чешского производителя трамваев «Татра», в Бийске основа подвижного состава представлена советскими и российскими вагонами КТМ: КТМ-5М3 (71-605), более новой модификации КТМ-5А, а также приобретёнными в 1990 годах – 71-608К и 71-608КМ (до того эксплуатировавшихся в Барнауле).

На грани выживания

Проблемы в Бийском трамвайном управлении начались давно. Но надо отдать должное трамвайщикам: в нелегких экономических условиях они сумели сохранить подвижной состав трамвайного парка и все участки пути. В Бийске этот вид электротранспорта всегда был востребован и социально ориентирован. Как раз последнее и не сыграло ему во благо, не спасло от плачевной судьбы.

Муниципальное унитарное предприятие, а именно таким являлось и является трамвайное управление, не особо-то свободно в выборе путей для выживания в отличие от тех же частников. Каждое свое действие оно, по сути, должно каким-то образом согласовывать с местными властями как с учредителями. Мэрия же и в 90-х, и в 2000 годах старательно удерживала МУП от повышения тарифов на проезд, чтобы не вызывать дополнительной социальной напряженности.

Впрочем, стоит отметить, эта мера помогала держать в узде и бийских автопредпринимателей, осуществляющих перевозки на автобусах. Дескать, БТУ не повышает тариф, ему хватает, а вы просите повышения. Но… Как оказалось, не хватало.

С другой же стороны, недавно на одном из совещаний с транспортниками прозвучало, что нормальный тариф на проезд в трамвае должен составлять не менее 30 рублей. Но ведь за такую сумму никто не поедет, хотя реально это тот тариф, при котором МУП сможет работать хотя бы «в ноль». Как бы это грустно ни звучало, но это даже не тариф для развития.

Выход, конечно, есть. Он заключается в субсидировании части затрат на перевозки. Ежегодно Бийскому трамвайному управлению выделяется субсидия. В 2017 году она составила 28,1 млн рублей. А за 2012 – 2016 годы размер финансовой помощи составил 141,6 млн рублей. Поддержка действовала и продолжает действовать, но дефицитный городской бюджет просто не в состоянии компенсировать всю часть выпадающих доходов.

Таким образом, вагоны ходили и перевозили бийчан, а БТУ тем временем катилось вниз. В общем, Бийское трамвайное управление, работающее в «белом» правовом поле, платящее все виды налогов и чистую зарплату в отличие от некоторых недобросовестных частных «автобусников», оказалось на грани закрытия.

В конце июня налоговая инспекция подала заявление на банкротство БТУ с требованием введения внешнего управления. Впрочем, это уже не первое требование ФНС такого рода. В 2016-м она также обращалась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании МУП «Трамвайное управление» банкротом. И тогда ей было отказано.

Тем не менее в мэрии города недавно заявили: бийскому трамваю быть, несмотря ни на что!

Как трамвай спасать будем?

В мае с поста главы администрации города ушел Николай Нонко, кстати, сам когда-то работавший директором Бийского трамвайного управления. Вслед за ним в конце июня мэрию покинул первый замглавы Сергей Крыжановский. Исполняющим обязанности главы администрации Бийска согласно Уставу города был назначен Александр Студеникин, ранее руководивший управлением ЖХК и дорожного хозяйства, а затем ставший заместителем главы администрации. Именно на его долю и выпало решать проблемы Бийского трамвайного управления.

Новый градоначальник подчеркнул, что закрытие трамвайного сообщения даже не обсуждается. По его словам, года через два-три этот транспорт, возможно, вновь будет востребован бийчанами в должной мере, так как в Бийске с каждым годом растет количество личного транспорта, что вызывает немало пробок. А трамвай идет по выделенным путям и практически не зависит от движения автомобилей. Но трамвайщикам необходимо активизировать борьбу за пассажира.

Меры по оздоровлению не заставили себя ждать. В БТУ появился новый директор Сергей Елясов.

– Ремонтная база у нас обширная и довольно мощная, благодаря чему мы и сохранили подвижной состав в рабочем состоянии. Многие люди, профессионалы своего дела, работают здесь десятилетиями, – сообщил главный инженер предприятия Максим Келлер.

Но, как говорится, сохранить – это одно, а жить дальше и даже пытаться развиваться – это другое. Александр Студеникин сообщил о некоторых мерах, которые будут реализовываться в трамвайном управлении. Например, пересмотр расписания, чтобы по городу не ходили пустые вагоны, передача диспетчеризации в Городской диспетчерский центр, избавление от некоторых непрофильных отраслей, которые не имеют отношения к непосредственной работе предприятия.

Эти мероприятия должны позволить начать процедуру вывода предприятия из кризиса и сократить долги перед ресурсоснабжающими организациями.

Возможно, на модернизацию оборудования трамваев, которая позволит экономить электроэнергию в хороших объемах, в будущем году будет направлена часть средств по линии наукограда:

– В этом году мы подготовим необходимую проектно-сметную документацию на некоторые виды работ, а в следующем планируем начать осуществление технических мероприятий в рамках финансирования из средств поддержки Бийска-наукограда.

По сути, на первоочередные мероприятия требуется 13,5 млн рублей, и экономический эффект от этих вложений не заставит себя ждать.

В свою очередь директор БТУ Сергей Елясов уверен, что вместе с теми сотрудниками, которые работают на предприятии, есть довольно неплохие шансы вывести его из кризиса.

– Коллектив здесь дружный, с ним, мне кажется, по силам решить любые задачи. При этом сокращение сотрудников – это самый последний шаг, который сегодня не рассматривается.

Что будет дальше?

Как это ни грустно, но трамваи, несмотря на свою экологичность, возможность не стоять в дорожных пробках и перевозить по сравнению с автобусами намного больший объем пассажиров,  – проблемный вид транспорта в России. Шахты, Воронеж, Рязань, Иваново, Архангельск – список городов, где трамвайные пути уже исчезли с улиц, можно продолжать долго. И, конечно, Бийску очень не хочется пополнить этот печальный список. Ведь есть не менее длинный перечень городов, где трамвайное хозяйство живет и развивается.

Сегодня на линии города выходит порядка 40 вагонов. Всего же в рабочем состоянии 70. Ремонт производится тут же, в депо, для этого есть все необходимое. Примерно 70% рабочего персонала – женщины.

Естественно, пока рано говорить о каких-либо положительных результатах, которые должны принести меры по оздоровлению Бийского трамвайного управления. Но уже становится ясно, что и коллектив БТУ, и власти, и сами бийчане готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы слышать и дальше трель трамвайного звонка.

Олег АМЕЛЕВ

 
Фоторепортаж