В Барнауле на выставке показали картины, полные свежести и спонтанности
12:00, 04 апреля 2021г, Культура 1045
Фото Олег БОГДАНОВ
В Барнауле открылась персональная выставка живописца Валентина Шипило «Цветотворение» – первая в стенах Художественного музея. На ней представлены пейзажи, портреты и натюрморты, полные свежести и спонтанности и отмеченные уникальным колористическим даром художника.
«Просто стал другим»
Уроженец Семипалатинска, Валентин Иванович лишь в 2007 году перебрался в Алтайский край, родной для его мамы и жены. Искусствоведы отмечают, что здесь и начался новый этап в его творчестве: краски стали ярче и светлее, а картины наполнились жизнерадостным настроением.
И это очень заметно по экспозиции, растянувшейся по двум этажам временного музейного пристанища на улице Горького. На первом этаже нас встречают задумчивые, сдержанные, даже чуть сумрачные пейзажи художника, созданные в Казахстане: «Субботний вечер» (1976), «Пришла весна» (1997), «Ранний март» (2000). Но уже размещенные в коридоре холсты Валентина Шипило, написанные в 2020 году в пору весеннего цветения, вспыхивают переливами синевы и перламутра. А дальше, на лестнице – большое полотно «Воздух Алтая» (2013), удостоенное престижной награды Союза художников России, в котором художник окончательно сформулировал совершенно особый подход к алтайскому пейзажу, к самому его духу.
– Почему в середине 2000-х так изменился ваш цвет? – спросили мы художника.
– Думаю, я просто стал другим, более зрелым и уверенным в себе, – говорит Валентин Иванович. – И работы пытаюсь доводить до такого состояния, чтобы гармония была и в цвете, и в содержании. Но Алтай на меня подействовал очень сильно. А когда я впервые оказался в горах… там краски просто будоражат.
Передать лёгкость
По словам куратора выставки Виктории Крыловой, цвет всегда играл особую роль в творчестве Валентина Ивановича:
– Все замечают необыкновенную фактуру его холстов – дрожащую, вибрирующую, напоминающую полотна импрессионистов. Есть более реалистичные работы, есть почти абстракции. Он тщательно продумывает каждое движение кисти, но этот трудный творческий процесс остается где-то за картиной, в мастерской художника. На картинах же только легкость, воздушная красота и внутренняя наполненность цвета. А передать легкость всегда трудно, как бы парадоксально это ни звучало.
«Ощущением праздника» назвал свое впечатление от выставки председатель краевого отделения Союза художников Дмитрий Петренко:
– Конечно, большинство этих работ я видел на выставках разного уровня, в памяти было ощущение от них, но здесь я будто заново открыл автора. Союз у нас большой, около 150 человек, но именно Валентина Ивановича нам и не хватало. И хорошо, что он появился со своим «цветотворением», импрессионистическим подходом, особой философией холста. У него здесь сразу появилось много друзей, он стал нашим человеком.
В подтверждение этих слов друзья художника не скупились на комплименты: что на пленэрах Валентин Шипило служит примером для собратьев, когда в любую погоду в шесть утра идет с этюдником писать пейзаж. Что человек он душевный и компанейский, притом очень скромный. Отмечали гости вернисажа тонкость и деликатность мастера по отношению к моделям – а в экспозиции есть вдумчивые портреты собратьев-художников Евгения Павлова, Виталия Шубина, Валерия Васина, причем каждый выполнен в своей манере. А еще есть нежный, озаренный внутренним свечением портрет жены за чтением (1981) и трогательные наброски маленьких дочерей.
А сам автор вдруг тихо признался, что сделал эту выставку в неюбилейный год, чтобы посмотреть на себя со стороны – и снова измениться.
Своими словами
– Бывает, что я подолгу считаю работу незаконченной. Вот этот портрет ветерана делал в течение пяти лет, – рассказывает Валентин Шипило. – Это образ моего дедушки, который воевал на Дальнем Востоке. Даже не хотел нести ее на прошлогоднюю выставку, посвященную 75-летию Победы, но меня убедил художник Пётр Кудинов. После этого она для меня стала законченной. И есть еще одна работа, которая пишется несколько лет: наш город, вид с горы. К ней сделано много этюдов, которые всегда дают мне пищу.
В юбилейный год мы хотели сделать экспозицию втроем с моими земляками Натальей Красиковой и Виталием Борисовым, но она не состоялась. Недавно я подошел с этой идеей к директору музея Инне Галкиной и она сказала: «А зачем втроем? Мы вас знаем, вы можете записаться один». Так и получилась эта экспозиция. Наверное, она посвящена всей моей жизни, в течение которой я изучал цвет.
Но, видимо, опыт набирается постепенно. Когда-то я был увлечен, видел место, которое меня очаровало, сразу к этюднику – и пишу не думая зачем. Потом я понял, что это лишь отправная точка и не так часто этюды бывают законченными работами. Хочется сделать их более гармоничными, насытить каким-то ритмом, энергией.
Справка