Виктор Исаев стал лучшим экскурсоводом Алтайского края

08:19, 22 августа 2019г, Общество 1613


1
1

Победителем традиционного краевого конкурса «Лучший по профессии» в соответствующей номинации стал экскурсовод Виктор Исаев.

Просвещение

После общения с ним гости краевой столицы покидают Барнаул очарованными. Что уж говорить о тех его жителях, которые благодаря гиду заново открыли для себя свой город! Как считает сам Виктор Исаев, кандидат исторических наук, преподаватель АлтГТУ, краевед, знаток истории края, нужно любить его, тогда и экскурсии запомнятся туристам, захватят их целиком. Не просто проговаривать заученный материал, а наполнять его фактами, желательно малоизвестными, вызывать у людей эмоции, улыбку, сострадание.

Вот вам первый факт. В программах школ краевой столицы есть предмет «Барнауловедение», но нет экскурсий для детей как логичного продолжения теоретического курса. 

Результат – выросла целая генерация горожан, знать не знающих, чем жил Барнаул двести лет назад или хотя бы полвека. Условно группы по составу можно разделить на три типа. Первая, довольно большая – жители города,  только сейчас открывающие его для себя, как бы парадоксально это ни звучало. Вторая – разъехавшиеся по всему миру бывшие барнаульцы, приезжающие навестить родину предков. Третья – туристы издалека, искушенные, объездившие полмира, побывавшие в экзотических странах. Алтай для них загадочная страна, которую обязательно нужно увидеть. Останется ли он в памяти и сердце, зависит, конечно, от сервиса, организации питания, но в большей степени – от уровня экскурсовода. 

Как рассказала директор турфирмы «Арго» Ирина Слесарева, с которой сотрудничает ученый, сегодня многие ее коллеги включают в штат тур-
агентств экскурсоводов: в высокий сезон всегда есть группы, которые нужно водить. И чем больше знаний у гида, чем глубже он погружен в тонкости темы – тем легче и интереснее получается рассказ.

К слову, это Слесарева убедила Исаева участвовать в конкурсе, а до сего года он всё скромничал. Кто знает, может, через год наш земляк и всероссийский его этап выиграет.

С историей на вы

Как преподаватель кафедры сервиса и туризма АлтГТУ, он несколько лет подряд проводил экскурсии по Барнаулу для своих студентов, коллег, гостей вуза. И так увлекся этой работой, что поднял ее на уровень историко-культурных проектов, таких как «Казачья подкова Алтая», например, или «Наследие Ползунова». К сотрудничеству с «Арго» Ирина Слесарева пригласила его в 2011 году. Ученый ведет сейчас Школу гидов и уверен, что люди идут на хорошего экскурсовода, так же как идут на хорошего врача или учителя.

Больше всего Виктору Исаеву нравится удивлять людей, знающих и интересующихся историей «Сибирских Афин». Но чаще среди молодежи и не только встречаются совсем другие барнаульцы, для которых любой факт, даже самый известный, – открытие.

– Я раньше думал, что история Нагорного парка известна всем горожанам, – рассказывает Виктор Исаев. – Но оказалось, это далеко не так. Поднимаемся мы туда, наверх, я рассказываю группе об этом знаковом для столицы края месте, люди слушают и искренне удивляются: «Надо же, как много нового мы узнали». Спрашиваю, откуда они. «Барнаульцы», – отвечают. 

В последнее время интерес горожан к истории Барнаула подогревается во многом реконструкцией объектов меняющихся на глазах улиц Ползунова, Малотобольской, того же Нагорного парка в рамках социокультурного проекта «Барнаул – горнозаводской город». К слову, и здесь проявляется простодушие людей несведущих – они обычно спрашивают, при чем тут горы… Да, не знает народ, какими путями руда попадала на Барнаульский сереброплавильный завод. А это значит, просветительские проекты Виктора Исаева продолжатся.

*   *   *

Малоизвестные факты о краевой столице 

– В 1924 году после смерти Ленина советская власть, дабы увековечить его память, увенчала Демидовский столп тремя каменными головами – барельефами Маркса, Энгельса и самого Владимира Ильича. Но в таком виде памятник простоял всего год. Острые на язык горожане быстро окрестили его Змеем Горынычем. Партийные власти не могли допустить глумления над классиками марксизма-ленинизма, и новодел демонтировали, вернув столпу вид исторический.

– В районе площади Спартака до революции располагалась биржа извозчиков, прообраз нынешних стоянок такси. Все «таксисты» конца XIX – начала XX века работали по лицензии. Ее выдавали в полиции только после «техосмотра». Полицейский оценивал здоровье лошадей, состояние рессор экипажа, степень трезвости «водителя». После уплаты налога извозчик получал номерную бляху и сам номер – на экипаж. Среди архивных документов Виктор Исаев отыскал такое удостоверение на имя Ивана Савватеевича Глушкова, занимавшегося легковым промыслом. Но были еще и ломовые – грузовые перевозки. 

– Первый автомобиль в городе появился в 1908 году у купеческого сына Михаила Морозова. Городская Дума обсуждала вопрос – разрешать ему ездить или нет? Уж очень вольно чувствовал себя на городских улицах единственный автовладелец. Гонял по Московскому проспекту, давил птицу, поросят, окатывал грязью прохожих, врезался в столбы, разбивал витрины магазинов… Разрешение на вождение думские депутаты все же выдали, 14 голосами против 13, с ограничением скорости – не больше 20 километров в час. 

Фоторепортаж