Пассажирская навигация открыта. А зимой работники речного флота Алтайского края занимаются судоремонтом

16:51, 17 мая 2023г, Транспорт 426


Пассажирская навигация открыта. А зимой работники речного флота Алтайского края занимаются судоремонтом Фото №1

Вслед за грузовой навигацией в Алтайском крае стартовал сезон пассажирских перевозок. Водность в этом году низкая, и, чтобы обеспечить безопасность на реках региона, с начала мая были задействованы все доступные буксирные и обстановочные суда. Но речники даже рады интенсивной работе: уж слишком соскучились они по воде за долгую сибирскую зимовку.

«Водопад» вернулся в русло

Для капитана-механика Александра Потапова наступившая навигация будет уже восемнадцатой на теплоходе «Водопад». Но работает на воде он гораздо дольше. Мужчина – потомственный речник, и с самого детства отец приучал его к плаванию.

– Дед на флоте работал бакенщиком. Он обслуживал такие «поплавки» – бакены, которые определяли глубину и служили перевалочными знаками, чтобы суда не сели на мель. Ночью их зажигал, утром гасил, – рассказывает Александр. – Отец был главным инженером на предприятии. Он с детства брал в рейс меня или брата. По очереди. Потому что сразу за двумя не уследишь. У меня четверо детей, старшему 16 лет. Кто знает, может, еще выберут семейное дело, но пока интересы у них немного другие.

Зимой команда флота занимается судоремонтом. «Залечиваем все болячки на теплоходе», – шутят речники. Только в этом году на «Водопаде» поменяли обшивку корпуса, подлатали днище, выполнили внутреннюю отделку.

– Все-таки неделями живем на этом теплоходе, поэтому и каюты должны быть в порядке. Он 1973 года выпуска, уже отработал два положенных срока. Но все еще на ходу благодаря текущим и капитальным ремонтам, – подчеркивает капитан-механик.

Первого мая в Барнауле прошел парад судов. Это был официальный старт навигации. В нем участвовали 17 единиц флота, которые сразу отправились на свои участки. Водность на реках края в этом году низкая, поэтому с самого начала сезона будут задействованы все буксирные и ориентировочные суда.

– Недавний снегопад ситуацию не исправил, после него водность скорее снизилась, – объясняет начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. – Если посмотреть данные по гидрологии, то вода прибывает только последние три дня. А за весь апрель показатели почти не выросли. Сегодня минимальная глубина на некоторых участках падает до 1,1 метра, а чтобы флот двигался без проблем, она должна быть не меньше 1,6. Уровень поднимется, когда станет тепло в горах и ледники в районе Онгудая начнут таять, подпитывая водоемы. Но пока на повестке – обеспечение безопасности.

Санитары низких глубин

Капитан теплохода «Водопад» признается, что к началу мая терпение постепенно заканчивалось, уж слишком он соскучился по реке и хотел скорее встать за штурвал. С этим согласна и его команда, которая тоже истосковалась по работе. На судне трудятся шесть человек, они обслуживают участок от Елунино до Нижнего Сузуна. В дальнее плавание не ходят, работают по неделе: семь дней на теплоходе, семь отдыхают.

Если вдруг случится происшествие, то первыми на помощь приходят обстановочные бригады. Потапов рассказал, как несколько лет назад в Барнаул заходил огромный двухпалубный теплоход «Патрис Лумумба». Его вызывали, чтобы сыграть свадьбу. С горем пополам судно доплыло до города, а назад – никак. Тогда глубина была 1,5 метра, а у лайнера посадка примерно такая же. Пришлось его передергивать буксирами, чтобы через мели смог перелезть и выйти на большую воду. «Ну ничего, провели такую махину без происшествий», – вспоминает капитан.

– На реках края работает 13 обстановочных «путеек», два тральщика. Обслуживают они Бию, Катунь, Обь, озеро Телецкое. Как дорожники ухаживают за проезжей частью: красят знаки, наносят разметку, проводят ямочный ремонт, так за состоянием рек следят путейцы. Они ставят буи, береговые знаки, измеряют глубины, чтобы судоводители не встали на мель. Если нужно – берут судно на буксир. Одним словом, обеспечивают безопасное движение флота, – пояснил Чуприн.

Путеец – редкая специальность, которую доверяют только опытным специалистам, проработавшим не менее десяти лет. В этом деле людей с улицы мало. Тут или семьями трудятся, или нанимают выпускников профессионального училища. Но бывает, что кого-то речная романтика все-таки заманит. «И если однажды полюбил волны, то это навсегда», – делится Александр Потапов.

– Как может не нравиться такая жизнь? В первую очередь она привлекает природой. Тут кругом красота, свежий воздух, звезды. Да и народ здесь другой. Идешь по деревне в магазин, а с тобой ребятишки здороваются, рыбаки спрашивают, чем помочь, – улыбается капитан. – Но работа все же непростая, приходится буи переносить, а они весят по 50 кг. Пилой работаем немало. Бывает, нужно знак поставить, а там вся площадка заросла. Вот мы ее расчищаем. Комары, мошка – это главные прелести лета, куда без них?!

Снаряд готов к запуску

После обстановочных судов на воду выйдут земснаряды. Работы по дноуглублению начнутся на реках края в конце июня. В этом году запланировано убрать со дна на 100 тысяч кубов грунта больше – 1,45 млн.

Уже скоро углубление фарватера пойдет гораздо быстрее. В следующем году в регион будет поставлен новый земснаряд. Его стоимость около 970 млн рублей, а мощность достигает 700 кубических метров в час.

Строительство уже завершено, сейчас на заводе проводятся ходовые испытания. Команда специалистов из Алтайского края уже выезжала на завод в Городец, участвовала в тестировании. Следующий этап – проверка на воде, которая начнется в июне. Поле этого должна состояться приемка госкомиссии, затем судно передадут в Алтайский край.

– Надеемся, что в конце года снаряд будет у нас. Если не возникнет проблем – в следующем году запустим его в эксплуатацию. И хотя плавсредство построено в нашей стране, назвать его простым нельзя. Элементная база и системы управления выполнены из китайских компонентов, поэтому понадобится время, чтобы его освоить. Но в любом случае, земснаряд станет грандиозным пополнением алтайского флота, – уверен Александр Чуприн.

Фоторепортаж