Все, что нужно знать об алтайском меде

15:00, 13 октября 2016г, Общество 1709


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

«Бренд Алтая», «сладкое лекарство», «жидкое золото» – как только люди не называют мед. Крупнейшие в крае пасеки и предприятия по выпуску продуктов серии «Здоровое питание» включаются в региональные туристические маршруты, но много ли мы знаем про мед, если вдуматься?

Ешь и лечись

О пасечниках, целебных свойствах меда и экспресс-способах проверить его качество мы писали не раз. Сегодня расскажем о старте просветительского пилотного проекта под эгидой власти края. Его участники узнают, как с помощью природных продуктов сохранить здоровье на долгие годы. 

Казалось бы, в чем проблема? Аптеки, торгующие витаминами и БАДами, на каждом углу. Не хватает нутрицевтиков в рационе – иди и купи. Но не все так просто, по словам Сергея Терентьева, генерального директора компании «Мед Алтая», который стоит у истоков проекта. Да, современная фармация научилась синтезировать любые микроэлементы. Но исследования показывают, что дружественным организму человека биополем обладают только «живые», произведенные пчелкой-труженицей продукты.

– Мы планируем создать краевой кооператив, в который войдут крупные пчеловодческие хозяйства, с управленческим центром в Барнауле и развитой системой господдержки, аналогично той, что получают сегодня аграрии, – делится своими планами Терентьев. – По сути, край возрождает прежнюю систему, при которой в каждом районе был свой пчелосовхоз. Это требовало вложений, но ведь и отдача была существенная. Повышалась урожайность, а медом, производимым в больших объемах, кормили страну и зарубежье. Сейчас в регионе образована большая прослойка крупных хозяйств, в которых от 500 и выше пчелосемей. Развитие производственной базы – это лишь один аспект будущего кластера. Мы ведем информационную работу. Выпустить «живую» таблетку – не главное. Важно донести до человека понимание своего места в мире, того, как и какую еду он ест.

Большое в малом

Сергей Терентьев – представитель двойной династии. По примеру отца и офицером стал, и в семейное пчеловодческое хозяйство ушел двадцать лет назад, когда уволился из армии в звании капитана. Тогда-то и влюбился в маленькую трудолюбивую пчелку, животное, во много раз превосходящее по продуктивности и рентабельности любое другое в сельском хозяйстве. Посудите сами. Эта труженица дает кроме меда пергу, прополис, пыльцу, воск. Ни один из продуктов не требует дополнительной переработки и готов к употреблению сразу «от производителя». Помимо этого прямого эффекта есть еще и косвенный. Тот, который не просчитать абсолютными категориями. Пчела – главный опылитель полей и пастбищ, благодаря ей растут урожайность ведущих в крае сельхозкультур и продуктивность молочного стада.

Мелкотоварное производство понемногу себя изживает. По сути, сегодня с живописной пасеки на окраине огромного фермерского поля все только начинается. Хозяйствам нужны современные механизированные цеха по откачке меда. Включенность в проект органов ветеринарного надзора. Возможность приобретать оборудование в лизинг, работать по субсидированной процентной ставке. Внятная налоговая политика. Ведь до сих пор небольшие пасеки производственную и торговую деятельность ведут незаконно, если называть вещи своими именами.

Как свежесть у осетрины, так и качество у алтайского меда может быть только одно. Либо это хороший натуральный продукт, либо… В этой точке начинается много фантазийного, по словам Сергея Терентьева. Есть, конечно, общие рекомендации, как правильно выбирать мед у продавцов, мы не раз о них писали. Но эксперт уверен: стоя у прилавка, оценить можно лишь органолептику. Биохимический состав требует основательной проверки. Взять, к примеру, популярные у туристов стихийные ярмарки вдоль федеральных трасс. Там в полной мере действует принцип «качество на риске покупателя». Сами пчеловоды появляются там редко, торгуют в основном перекупщики. Зазывают заезжего покупателя, расхваливают товар. Отвертеться трудно, обязательно что-нибудь купишь…

Сергей Терентьев рассказал, на что обращать внимание, дабы приобрести продукт, и впрямь имеющий отношение к бренду «Алтайский мед».

Что на лапках у пчелы

Мед, постоявший хотя бы час на ярком солнце, теряет биологическую ценность и становится обычной сладостью. Он легко впитывает всю придорожную «химию» и, обладая способностью доносить микроэлементы до уровня клетки, несет туда и соли тяжелых металлов. Поэтому покупать его следует если уж не в помещении, то хотя бы в тени, в закрытой таре. Это все относится к натуральному продукту. За скобками пока остается фальсификат. Во всяком случае, до тех недалеких пор, когда существенно, до нескольких миллионов рублей, вырастет штраф за распространение лжемеда.

Не относитесь серьезно к туристическим приколам в надежде поправить здоровье – сном на ульях, например, что предлагают гостям края многие пасеки. В принципе, штука полезная. Пчелиное биополе и впрямь действует успокаивающе, гармонизирует процессы в организме человека. Но действие это сходит на нет, если через «спальню» проходит поток туристов.

Насторожитесь, если вам предлагают «чистый горный мед». Пасека в 100 пчелосемей дает около 5 – 6 тонн продукта в сезон. При этом, чтобы «сделать» 100 граммов, пчелке нужно собрать нектар с миллиона цветков. Правильнее, когда его называют медом из предгорий Алтая.

Учтите, что даже алтайский таежный, считающийся одним из лучших медов России, может преподнести сюрпризы. Если рядом с пасекой расположена ферма, пчела может принести в улей на своих лапках частицы навоза. Можно представить, какой получится медок, если в хозяйстве тысячи пчел. Нормы содержания ульев вдали от скотных дворов есть, вопрос, как их соблюдают на местах? Именно поэтому покупайте мед у пасечников, не боящихся предоставить свою продукцию для ветеринарного контроля.

– Гарантия качества, по сути, в двух позициях, – делает вывод Сергей Терентьев. – Первая – чтобы было с кого спросить, вторая – покупатель должен иметь представление о том, за чем пришел. Продавцы-фальсификаторы исчезнут как класс, если у них перестанут покупать. Наша миссия – повысить культуру потребления меда и других продуктов пчеловодства.

Мнение

«Мед принято считать аллергеном, и потому его не рекомендуют давать малышам. Меж тем натуральный и чистый продукт не только не вызывает нежелательных реакций у детей, но и способствует правильному развитию детского организма».

Фоторепортаж