Проект «Дорогой Великого поста» алтайского преподавателя завоевал Гран-при всеросийского конкурса

12:47, 16 июля 2023г, Общество 718


Проект «Дорогой Великого поста» алтайского преподавателя завоевал Гран-при всеросийского конкурса Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Добрая весть пришла в Алтайский государственный институт культуры. Гран-при этапа СФО XVIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» удостоена автор проекта «Дорогой Великого поста» Лариса Гриневич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий.

Не скучно

Наша героиня не впервые выигрывает конкурсы, краевые и российские. Все, что она делает, – это про духовно-нравственное начало человека, православный базис России. Единственно стабильный, не девальвируемый в меняющемся, зыбком мире. А если кому-то из читателей «АП» тема покажется избитой и «скууушной», значит, он точно не учился в институте культуры, не бывал на лекциях Гриневич, не знаком с ее воспитанниками из воскресной школы Покровского кафедрального собора…

Возможностей у преподавателя информационных технологий много. Квиз для ребятишек «АЗБУКА – не бука, а забава и наука», подростковая мультимедийная игра «Что? Где? Когда?», театральные проекты или экскурсии по историческим местам сибирских городов – любые формы, кроме скучных.

– Никогда не вникаю в политику. И даже когда слышу всюду, как у нас снижаются нравственность и патриотизм, понимаю, что мне надо делать, по зову сердца, даже если никто не просит. Просто потому, что мне это нравится, не могу иначе, – рассказывает собеседница.

– Лариса Анатольевна, институт культуры – не физмат, не политех. Помогают ли ресурсы вуза сохранить в студентах те настройки, что сейчас в большом дефиците? Например, желание и способность заниматься любимым делом «по зову сердца», как вы говорите.

– Творческое начало есть в каждом человеке, но к нам идут люди с особым внутренним миром. Вуз наш маленький, домашний, первокурсники словно в семью попадают, где все друг другу помогают. Циники, равнодушные и к нам приходят, конечно, но уже к третьему курсу мы наблюдаем счастливые метаморфозы личности. В больших учебных заведениях, где учатся тысячи человек, такой душевности нет. Наши студенты – дети родителей, еще в советской школе учившихся. Они и в проектах вуза первые, и в IT разбираются. Как преподаватель этой дисциплины, я знаю о связанных с ней проблемах. Когда слышу, с каким восторгом родители говорят: «Наши дети ходят в кружок робототехники!» – становится грустно. Что будет с нашей профессией, предполагающей общение людей с людьми, если в нее придут роботы?

Вузовские «шпаргалки»

– Мне сложно представить, что вот эти юноши и девушки, отстраненно тыкающие в телефон, готовы взять на сердце тот благодатный груз, который вы отдаете.

– Даже самую сложную духовно-нравственную тему можно обыграть с разных сторон так, что она никому не покажется ни пафосной, ни скучной. К примеру, спрашиваю у ребят, какой смысл заложен в слове «любовь»? Отвечают: «Чувство». Но нет, не только оно. Если нет понимания любви как ответственности перед близкими, семьей и Родиной, до грехопадения недалеко. Серьезную тему начинаю, когда вижу, что слушатели готовы. О православной культуре. О святых земли русской. Рассказала как-то студентам о своем паломничестве к местам поклонения святой великой княгине Елизавете Фёдоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители в Москве. Высказала сожаление, что не удалось пока побывать в Иерусалиме, где она покоится. А вскоре ко мне подошла одна из студенток: «Лариса Анатольевна, я побывала в Иерусалиме и привезла вам свечу из тех мест». Милостью Божьей и мне удалось туда съездить в 2019 году в паломнический тур, это была награда за победу на конкурсе «Серафимовский учитель».

А вот тема, совсем близкая жителям нашего региона. В Орле служил и умер в 1847 году преподобный Макарий (Глухарёв), основатель Алтайской духовной миссии. И мои ребята, изучая материалы, втянулись в исследовательскую работу. На таких историях с молодыми людьми случаются озарения: святые, подвижники в миру, оказывается, были обычными людьми, как мы с вами.

– Что надо сделать, чтобы с учеником случилось оно, это озарение?

– Преподавать свой предмет так, чтобы он видел красоту мира. Говорить с ним о понятных и близких вещах. И тогда человек проявляет талант исследователя, придумывает интересные проекты. Я говорю ребятам: «Не работайте «на мусорку». Создавайте то, что потом можно использовать в своей профессиональной деятельности». Родился, скажем, сценарий детской программы – мы с ним и в детский дом идем, и в воскресную школу. Так приятно слышать от выпускников, что им по жизни помогают такие вузовские «шпаргалки».

Начало. Лайт-версия

– Почему школьный курс православия так беспокоит родителей? Не мне вам рассказывать, сколько уже было скандалов на тему «попов в школе».

– Этот предмет не должен преподавать учитель, не знающий, с какой стороны в храм входить. Мало прочесть методичку – надо через сердце все пропустить, чтобы мурашки по коже бегали. Слово Божье – это не про математику, а про душу человеческую. «Духовное» – от слова «дух». У человека с холодным сердцем не получится ничего. Мурашки должны быть нормальным состоянием педагога, тогда и до детей с родителями достучаться удастся.

– Когда в ноябре 2022 года вышел президентский указ «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» с четко обозначенным вектором для учебных заведений, удивились, мягко говоря, и педагоги, и люди, далекие от этой профессии. А раньше-то они чем занимались?

– Меня тоже задело, ведь тысячи моих коллег не бросали детей в самые сложные времена. Когда стали явными не только внешние, но и внутренние угрозы России, наш президент отреагировал на ситуацию. Надо серьезно заниматься детьми, молодежью, чтобы выросли граждане единого, сплоченного народа. Но мягко, без назидательной риторики, напрягающей детей и взрослых. Надо помочь растущему человеку выйти на дорогу, что Господь нам указал.

– Как относитесь к лайт-версиям сложного материала, текстов? Библии, философских книг? К переработанным и сокращенным изданиям? К фильмам, снятым «по мотивам»?

– Хорошо отношусь. Господь всегда дает по чуть-чуть. Чего-то можно не знать, но в какой то момент обязательно осенит, истина откроется. Людям воцерковленным проще воспринимать истину. Но вода камень точит. Все идет своим чередом. Никто не знает, что перед нами откроется дальше, главное – начало. И человеку, не прозревшему пока духовно, лучше начинать с азов. С художественной литературы. Навскидку я бы посоветовала прочесть книгу Виктора Лихачёва «Кто услышит коноплянку?».

– Откровения, о которых вы говорите, – о том, что живешь неправильно, близких обижаешь и зерна от плевел не можешь отличить, – даются ценой неимоверных душевных переживаний. Что говорят студенты, которым вы душу вывернули?

– Бывает, мы долго и трудно работаем над проектом, но, когда видим конечный результат, даже мальчики говорят: «Лариса Анатольевна, вы нас до слез довели». Если человек плачет, сердце его открыто и он может отдать эти эмоции людям. Я учу каждого из своих ребят: всего себя отдавай работе, ведь все, что ты делаешь, делаешь для кого-то. Есть, конечно, среди них и те, которые делают все «на отвали», спустя рукава. И все же у меня есть повод каждому своему выпуску сказать: «У меня не было лучшей группы, чем вы».

Фоторепортаж