Выходцы с Алтая основали в Бразилии свое землячество

10:00, 05 июня 2016г, Общество 3308


1
1

Сюжеты программы «Жди меня» порой столь фантастичны, что волей-неволей усомнишься: а не придуманы ли герои и их истории? Когда в одном из недавних выпусков прозвучали название алтайского села Малышев Лог и известные там фамилии, мы решили отследить судьбу этих людей.

В 1932 году они покинули Алтай и где пешком, где на телегах и кораблях добрались до Бразилии, преодолев 20 тысяч километров по пустыням, горам и океанам.

За сына Митяя

Ведущие программы – известные актеры Ксения Алферова и Александр Галибин рассказали зрителям, как 85 лет назад сразу несколько родственных семей с Алтая, Поповы, Польские и Стародумовы, основали в бразильском городе Лондрина свое алтайское землячество. А мы отправились за сведениями об этом удивительном исходе в Волчихинский район, в Малышев Лог и Солоновку, на родину людей, чье путешествие правильнее было бы называть авантюрой.

История эта запутанная, неоднозначная. Не только потому, что уже на третьей линии родства поколений многочисленных сельских фамилий начинаешь путаться, кто кому кем доводится. Проблема в другом. После того как оборвались связи с бразильскими Поповыми, немногие российские, живущие сегодня в Малышевом Логе, Волчихе, Ребрихе, долгие годы между собой не общались, а то и вовсе копили обиду на предков. Еще бы, ведь тем, кто остался на Алтае, пришлось отвечать за беглецов перед советской властью.

Началось все с прадеда Ивана Попова. До революции он держал в Малышевом Логе маленький дегтярный заводик. Собственно, производством это можно назвать с большой натяжкой – так, печь с трубой, обложенные кирпичом. Однако власть считала Ивана Семеновича кулаком.

– Моя жена Валентина Дмитриевна была из этих Поповых. Она все про своих знала, но умерла, увы, 4 года назад. А я почти ничего и не помню, – сетует житель Малышева Лога Иосиф Барт. – Как-то на охоте односельчанин показал мне место, где стоял дедов заводик. Случилась путаница. Я сначала думал, что речь о сосновой смоле, потом оказалось – он гнал деготь. Со всей округи люди брали его на лечебные нужды и для хозяйства. А давайте я вас отвезу в дом, где жил и умер Иван Семенович.

В начале ХХ века в крепком пятистенке в районе Оторвановки жила огромная семья Ивана Семеновича. От первой жены, имени которой никто уже не помнит, у него было пятеро детей. Она умерла, рожая шестого. Вдовец после этого, рассказывают, еще раз десять женился. Новым супругам не нужны были заботы о чужих детях. Но последняя, Наталья, родила Ивану еще троих, вырастила всех, и кровных, и приемных. Ивана Семеновича и похоронили рядом с женой на кладбище села Малышев Лог.

Фамильный же пятистенок Поповых после нескольких перестроек превратился в обычный бревенчатый дом на ул. Целинной, 23. Нынешняя его хозяйка Александра Набокова – бывшая соседка Поповых:

– В этом доме Иван Семенович и помирал. Настрадался он от комбедовцев. Трижды сидел – и за то, что был «кулацким элементом», и за сына Митяя, который вслед за женой, тещей и их родней ушел за границу. Почему ушли? Умные были, работящие, зажиточные, зависть людскую вызывали. Вот и не стали ждать, пока их, как деда, советская власть донимать начнет и арестует.

Исход

На экране – лица Поповых, живущих за океаном. Их историю опубликовал наш бразильский коллега Нельсон Гонсальвес. «Эти странные русские в 30 – 40 рук лепят несметное количество маленьких пирожков с мясом, а потом их варят!» – так пишет журналист о сибирской забаве, лепке пельменей, традиции, которую алтайская община Лондрины хранит по сию пору. Петр Попов там дон Педро. Его брат Владимир уже полвека женат на Терезинье де Карвальо Попофф – так за океаном звучит распространенная русская фамилия. Исход Поповых с Алтая в семье называют операцией «Подсолнух». С подсолнуха, взятого раскулаченной мамой маленьких братьев на колхозном поле, началось долгое путешествие. На женщину донесли «добрые» соседи. Предупрежденная о скором аресте, семья решила его не дожидаться. Ночью, взяв детей и нехитрые пожитки, отрядом родственников тронулись в путь. Из Малышева Лога и Солоновки Поповы, Польские и Стародумовы добрались до Поспелихи, где проходила железная дорога. Поездом ехали по Турксибу, пока он не закончился. Дальше пошли пешком песками Туркмении. Там даже поработали какое-то время на стройке канала Амударья – Красноводск, сталинского проекта мелиорации Средней Азии, так и не воплощенного в жизнь. Перевалы Памира оказались самой трудной частью пути. На высоте было холодно, не хватало воздуха, а из-за искрящегося под солнцем снега путешественники слепли. На счастье, по дороге наткнулись на замерзшую лошадь. Развели костер, подкрепились мясом, пополнили запасы. Памирский тракт кишел басмачами, но до Афганистана семьи с Божьей помощью дошли. Тут нарушителей границы едва не депортировали. Сжалился незнакомый офицер английской дипмиссии – выправил сибирякам документы и переправил их в Индию. В этой стране, казавшейся им прежде сказочной, у Зинаиды и Дмитрия Поповых родился сын Владимир. Может, так и осели бы на берегу Индийского океана алтайские крестьяне, да только опять «бабы Польские» проявили свой авантюрный характер. Зинаида и ее мать уговорили всех плыть в Бразилию, где переселенцам давали земельные наделы, огромные неосвоенные участки, требовавшие рабочих рук. Кто мог подойти для такого дела лучше, чем раскулаченные алтайские крестьяне? Вскоре, переплыв на трансатлантическом лайнере «Флорида» океан, они оказались в Лондрине, за 20 тысяч километров от Малышева Лога. Рубили лес, боролись с тучами комаров и эпидемиями малярии, растили детей. Получается, и они, как алтайская родня, были первоцелинниками.

«Связь с иностранцами»

Иван Попов, сын Якова, одного из самых младших детей Ивана Семеновича, брат бразильцев Владимира и Петра Поповых, живет сейчас в Каменске-Уральском, работает мастером производственного обучения. Он – из ветви семьи, совершившей свой исход из Солоновки. Иван Яковлевич знает о нем с детства, но аукнулась парню «связь с иностранцами», когда пришла пора служить срочную. Он хотел на флот – его не взяли.

– В лицо мне вечно тыкали тем, что родня за границей, – подтверждает Иван Яковлевич. – Майор Дубинец, помню, на призывной комиссии открыто при всех сказал, что не доверяет таким, как я. Мол, вдруг в загранплавании ты Родину предашь. Сейчас, бывая на Алтае, я собираю родных, вместе мы приводим в порядок родные могилы. Пожилые откликаются, а молодым это уже не интересно.

Среди немногих живущих на Алтае родственников – целинница Валентина Кулакова из младших детей Ивана Семеновича. Бабе Вале 78 лет, живет она с дочерью Еленой. Воспоминания даются пожилой женщине с трудом: «Мать наша померла, мы, сироты, с 80-летней бабушкой жили. Дров зимой не было, из еды – затируха. Ребенком я упала с полатей, сломала ребро о край печи, с тех пор инвалид. Хлебнули мы горя, всю жизнь от власти упреки слышали за Дмитрия и его побег. А ведь у нас с ним разные матери», – вздыхает о былом Валентина Ивановна.

Если все сложится как планирует родня, соберутся на родине следующей осенью Поповы, бразильские и российские. Те, которые трудились во славу алтайского села и Лондрины. Последняя деталь. До 30-х годов ХХ века, пока там не появились переселенцы, не было на карте страны этого города. Его основали авантюристы, которых вербовали сюда агенты Companhia de Terras Norte do Parana, в основном немцы и русские. Доля выходцев с Алтая была невелика, потомки Поповых, Польских, Стародумовых и сейчас составляют костяк общины.

Фоторепортаж