«Выживут не агрессивные, а профессиональные»

19:00, 27 февраля 2015г, Общество 1625


«Выживут не агрессивные, а профессиональные» Фото №1

Зачем нам столько гипермаркетов? Этот вопрос наши читатели задают каждый раз, прочитав об открытии в Алтайском крае еще одного магазина очередной торговой сети. В краевую столицу зашли один за другим «Лента», «Метро», «О’Кей», «Магнит», а летом появится первый гипермаркет «Ашан».

«Их есть у меня»

Летом в краевой столице откроется первый в Алтайском крае и 87-й в России магазин площадью 14 тысяч квадратных метров – об этом представители компании рассказали журналистам во время Дня поставщика, в котором участвовало свыше 70 перерабатывающих предприятий региона. Ритейлеры заявили о намерении сотрудничать с алтайскими производителями и помогать им выходить на внешние рынки. Такую практику переговоров Галина Денежкина, заместитель начальника управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края, назвала сложившейся, а договорные отношения продавцов и поставщиков – эффективными:

– Всероссийский форум «Алтайпродмаркет», прошедший в Барнауле осенью 2014 года, оказался полезным всем его участникам, а потому такая площадка запланирована и на 2015-й. День поставщика тоже традиция, он проводится каждый раз, как в наш край заходит новый ритейлер. Сейчас представителям региональных и федеральных сетей интересны и крупные предприятия, и малый бизнес, а если у фермеров нет возможности развозить продукты в магазины, они могут доставлять их в распределительный центр, а там сеть уже сама займется доставкой.

Говорит директор по внешним коммуникациям компании «Ашан» Мария Курносова: «Мы ориентированы на покупателя, который придет в магазин, и готовы предоставить ему то, что он хочет увидеть. Он – мерило всего. Если ему нужна местная продукция – она там будет. В каждом городе своего присутствия мы отдаем предпочтение локальным производителям в первую очередь свежих продуктов питания – молока, хлеба, кисломолочной и мясной продукции». Уже сейчас компания сотрудничает с 10 алтайскими товаропроизводителями, есть предварительные договоры еще с 40. Среди ее партнеров – флагманы региональной переработки «Алтайская крупа» и «Алтайская буренка», но Мария Курносова подтвердила готовность работать и с небольшими предприятиями и фермерскими хозяйствами, лишь бы им по плечу были постоянные поставки в объеме, определенном договором. «Маленьким» производителям мы помогаем развиваться до регионального или национального уровня, если они сами того захотят», – уточнила представитель компании.

«Знал бы прикуп»

Начальник отдела продаж компании «Алтайская буренка» Алексей Коротеев рассказал: «Наша продукция реализуется через торговые сети «Мария-Ра», «Лента», «Магнит», «Ашан». За счет этого молочку, выработанную в Буланихе, распробовали в магазинах по всей Сибири. Мы не в обиде на сети. Сотрудничество нужно им, нам и покупателям нашей продукции».

География поставок продукции компании «Гудвилл» – вся Россия, и тоже за счет сотрудничества с представителями крупного ритейла, сообщает директор по развитию агрохолдинга Елена Болотова. В основном это крупы в мягкой упаковке и варочных пакетах. А вот Иван Яшкин, председатель правления «Мясного союза Алтая», не столь оптимистичен:

– Тему сотрудничества с торговыми сетями мы хотели бы обсудить на одном из заседаний краевой антикризисной комиссии. Ни «Магнит», ни «Лента», ни «Ашан» не связываются пока с нами, даже работая в нашем регионе. Если говорить о налаженных поставках мясных продуктов, то это Сахалин в рамках соглашения Сахалинской области с Алтайским краем. Меж тем в наш союз входят 12 производителей, половина из них крупные – «Алтайский бройлер», например, предприятий Рубцовска и Камня-на-Оби с объемами производства, позволяющими работать с федеральными сетями. Бесспорно, такое сотрудничество способствовало бы росту производства и реализации продуктов с Алтая. Мы готовы ответить предложением на спрос.

К продукции местных переработчиков сетевики подходят, как правило, со стандартной меркой: чем дешевле, тем лучше. «Да, мы просим наших поставщиков формировать доступную цену, контролировать издержки производства, влияющие на цену конечного продукта», – констатирует Мария Курносова. Но всегда ли оправданна унифицированная мерка? Мед, к примеру, продукт деликатный, специфичный, и его дешевизна не всегда полезна покупателю. Юрия Богуславского, председателя краевого кооператива «Алтай – медовый край», беспокоит, что в последнее время то в одной, то в другой продаваемых в магазинах партиях так называемого недорогого меда обнаруживают тетрациклин, нитрофуран и прочие препараты, которыми лечат пчел. Такой продукт в нарушение правил берут из гнезда улья, где как раз и оседают остатки препарата. Производство чистого меда, когда пчел лечат природными средствами, травками, молоком, чесноком, – процесс трудоемкий, длительный, а потому не может быть дешевым конечный продукт. Знай покупатель такие тонкости, скорее всего, не покупался бы на низкую цену.

– Накрутка на мед в сетях, по нашим наблюдениям, достигает 40%. Им нужен продукт дешевый, а не качественный, – сетует Юрий Богуславский. – В «Бахетле» и «Ленте», например, продают «Алтайский мед», расфасованный почему-то в Новосибирске. Мы в шоке от ситуации, есть основания полагать, что покупателей вводят в заблуждение. Дай бог, чтобы я оказался не прав. Мы занимаемся сейчас регистрацией бренда «Алтайский мед», но и эта мера может оказаться бесполезной: если кто-то очень хочет торговать дешевым продуктом, он будет это делать под маркой «Мед Алтая» или «Алтайский мед плюс», например. Закон не запрещает. Выход? Прямое, без посредников, сотрудничество торговли с пчеловодческими хозяйствами. Оно было бы полезным покупателям и работало бы на реноме продавцов.

Варяги

Рынок не резиновый, да и всплесков покупательской активности сибиряков не наблюдается. Однако в 2014 году на территории края открылись 113 объектов торговли, половина из них – магазины региональных сетей. Такими темпами, по словам Галины Денежкиной, растет рынок розничной торговли. Развиваться в ширь необъятной Сибири – удовольствие не из дешевых даже для крупных сетевых структур, но они идут к нам. Не из альтруизма, конечно. Так кто же выигрывает от присутствия варягов в регионе? По мнению Галины Денежкиной, высокая конкуренция выгодна прежде всего Алтайскому краю, его покупателям и товаропроизводителям: «Сетевые и точечные магазины, федеральные и местные, сосуществуют, ориентируясь на интересы регионального потребителя, подстраиваясь под спрос. Сейчас выживают не агрессивные, а профессиональные».

Но одно дело – открыть магазин с громким, раскрученным неймом, и совсем другое – завоевать покупателя, который, если что не так, развернется и уйдет, благо есть куда. Любопытный факт. Недавно пришедший к нам «О’Кей» расположился в одном районе с «Лентой», а вскоре площадку поблизости 
займет и «Ашан». Получается, чем их больше, тем нам лучше? Выбор по-прежнему за нами, покупателями.

* * *

Действующие в крае торговые сети по соглашению с администрацией региона введут минимальную торговую надбавку на продукты первой необходимости, а также зафиксируют стоимость отдельных товаров. В списке социальных — 40 продуктов питания, цены на товары из этого минимального набора будут отслеживать профильные ведомства. 

Фоторепортаж