Занимательное страноведение

17:00, 10 ноября 2016г, Культура 2087



Фото Андрей КАСПРИШИН

«Время создавать» – под таким девизом прошла в этом году Всероссийская «Ночь искусств». Учреждения культуры края в очередной раз приняли в ней активное участие.

Греция

«Ночь» началась в этот раз рано: уже в полдень музеи Барнаула встречали гостей. Кто-то из взрослых начинал визит с обхода залов, а многие юные посетители сразу устремлялись к рабочим столам – «время создавать» для малышей, к счастью, категория постоянная. И они с увлечением лепили, рисовали, мастерили. В музее «Город» особенно интересно было девочкам: там делали греческую повязку, а также прически и макияж в греческом стиле. И уже в образе греческой нимфы, станцевав сиртаки с самим Зевсом, юные посетительницы отправлялись в путешествие по другим площадкам праздника.

– Почему в этот холодный ноябрьский день вы вспомнили о солнечной Греции? – спросила я научного сотрудника музея «Город» Олесю Дурнину. Она объяснила:

– Если в «Музейной ночи» мы участвуем постоянно, то в «Ночи искусств» – впервые. Заканчивается Год Греции в России, и наш музей решил рассказать о греческой культуре.

Из школьного курса мы, конечно же, знаем о том, что Олимпийские игры зародились в Греции, читали древнегреческие мифы. Не все могут съездить в эту страну, увидеть воочию ее красоту. Мы захотели не только рассказать о Греции нашим гостям, но и посмотреть, что они знают о ней. А проведение викторин мы доверили самому… Зевсу (он же – научный сотрудник музея). В наших мероприятиях принимает участие модельное агентство «Стиль»: его девушки дефилируют в греческих нарядах.

Но не только красой девичьей удивил «Город». Прекрасные юноши напомнили о замечательном, правильном культе красивого тела: перед гостями выступили представители спортивного клуба со славянским именем «Добрыня».

– Греческого клуба или землячества на Алтае нет, – улыбнулась Олеся. – Быть может, кто и задумается теперь о создании…

Повторим, «Город» впервые участвовал в «Ночи», но зато на двух площадках сразу! Мероприятия, проходившие в выставочном зале, были посвящены Году кино. И вновь наши дети показали, насколько они талантливы! Мальчики и девочки приняли участие в моментальной выставке «Нарисуй сам», в кинопробах, в спектаклях театра теней «Колобок», «Лиса и журавль». Малыши познакомились также с вовсе невиданным чудом под названием «диафильм». И оказалось, что останавливать кадр и читать субтитры очень интересно!

Япония

С другой страной – Японией в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) можно было буквально соприкоснуться. Не верите? И зря! Если ты слышишь звук боевой трубы – морской раковины, если видишь аутентичные кимоно, мечи, куколки-кокеши, если выпиваешь глоточек настоящего японского чая – что это, как ни соприкосновение с подлинной тысячелетней культурой? А если еще и рассказ о ней ты слышишь из уст человека, знающего и истинно любящего Страну восходящего солнца…

От руководителя бийского клуба исторической реконструкции и традиционной культуры Японии «Клан Такеда», входящего в общество «Россия – Япония», Антона Такеда можно узнать много удивительного уже на первой встрече. О том, что японская культура – это культура символов, догадываются наверняка многие. Но не удивиться традиционной чайной церемонии гости музея не могли.

Например, сосуды в этой церемонии имеют строгое предназначение – существуют даже летняя чаша и чаша для использованной воды! Есть и специальная подставка под ковшик. 

Очень много нового можно было узнать о Японии из первых уст. Знаете ли вы, что на самом деле харакири – это не так достойно, как сэппуку? Антон объяснил разницу: первое – это самоубийство-казнь, когда тебя приговорили. Сэппуку же есть право уйти с почетом. Хотя внешне эти акты выглядят одинаково.

Оказывается, что один из главных японских символов – Фудзи (не Фудзияма, это название префектуры). Японцы называют гору «Фудзи-сан». Токийцы, когда хотят пожелать друг другу хорошего года, говорят: «Чтобы сто дней в году ты видел Фудзи». Потому что в старинном городе ее и видели сто дней. Но был период, когда из-за смога гора почти не была видна. Провели большую работу, очистили воздух – и ее теперь видно 100 дней! Вот как действенны и полезны бывают традиции.

И другие поправки в общепринятые легенды внес Антон Такеда. Сакуру многие называют символом красоты, молодости или одиночества. По словам Антона, сакура – символ смерти. Самурай, любуясь сакурой, напоминал себе о том, что жизнь человеческая коротка и можно умереть молодым. Потому что сакура цветет всего три дня и облетает не увянув…

Руководитель рассказывал, а участники «Клана Такеда» показывали традиционное оружие, доспехи, костюмы. И это многое объясняло, Япония становилась немного понятнее. И кому-то из гостей музея казался очень близким принцип ваби-саби – скрытой красоты: оказывается, в музейных экспозициях хаори выворачивают наизнанку, чтобы продемонстрировать его подкладку. Она может быть невероятно красива, иметь гравюры и вышивки. Но на самом деле только человек, носящий отдельно взятый хаори, знает, что на изнанке. Ваби-саби…

Не только о Греции и Японии можно было узнать в «Городе» и ГМИЛИКА. Но трудно даже просто перечислить в одном рассказе все то интересное, что можно было увидеть и услышать на площадках Барнаула. В филармонии в этот раз не было шума-грохота (в прошлом году учили играть на барабанах): там не нашлось свободного места на концерте камерной музыки – так много оказалось желающих насладиться классикой. В концертном зале «Сибирь» на выставке авторских инструментов музыканты не только играли сами – они учили гостей держать в руках балалайки и гусли… Мы же переместимся туда, где русскую народную музыку не только слушали-играли.

Россия

А было это действо в… Художественном музее! Да, в ГХМАК устроили «Вечерний перепляс». И нет ничего удивительного в том, что в таком серьезном музее организатор «Музейной ночи» в нашем крае, замдиректора ГХМАК, отплясывала с гостями кадриль, «Четвёру» и краковяк. Во-первых, Татьяна Бондаренко в студенческие годы замечательно выступала в составе «Песнохорок», а во-вторых, в музее есть отдел традиционной культуры. Именно там много лет проработала другая бывшая «песнохорка», а ныне ученый секретарь музея Людмила Корникова. К ней я и обратилась с вопросом:

– Некоторые гости ГМИЛИКА на выставке, посвященной Японии, высказывались в таком духе: как там все символично и сложно, а у нас, славян, все просто! Так ли это на самом деле?

В ответ Людмила размотала длинный пояс и «зачитала» его. Оказывается, на нем она выткала вот что: «Святая мученица Людмила, моли Бога о нас. Аминь!»

– Это ручное ткачество, – объяснила Корникова. – В экспедициях я училась у бабушек «дощечки крутить» – ткать. В Тягуне, например, живет много поморов, там я нашла очень интересные по крою сарафаны.

Помню, зимой мы с оператором поехали к поморке Евдокии Спиридоновне Сивковой снимать сарафаны – фотографировать, расшифровывать, расспрашивать о технологии изготовления. Ехали часа четыре, потом брели по бурану по колено в снегу с камерой на саночках… Она выходит: «Вы кто? Щепотники? Идите отсюда, ничего вам не покажу. Будете в моих сарафанах по сценам скакать!» Строгая, старой веры. Но уговорила я ее – в дом пустила, достала маменькин свадебный сарафан домотканый из-под перин. Взмахнула, и складки его – абсолютно ровные! – веером рассыпались.

Складки вручную закладывали, пропитывали водой с сахаром, живулечкой укладывали – и под перину. Сарафан черного цвета, распашной, складки только на спине – как будто хвост красивый. И вот еще что интересно: на спине лямочки сходятся в одну сторону и получается так называемая крыничка, маленькая-маленькая. А где состыковка с сарафаном, там три маленькие тканевые полосочки – зеленая, желтая и фиолетовая. «Что там?» – спрашиваю. Евдокия Спиридоновна отвечает: «Если ты глазами можешь отвести беду, то со спины же не защищена – вот бумажечка с молитвой скручивается и вставляется в одну из полосочек».

Так что получается, не все просто в любом из видов народного творчества – в каждой стране есть свои символы, свои традиции. А то, что это интересно не одному «пожилому контингенту», но также молодежи, детям, доказательств не требует, в этом легко убедиться и на «Ночи искусств», и на любой другой из известных «Ночей».

*   *   *

«Ночь искусств» проводится не так давно, как «Музейная». Потому и болезни роста имеются. Одну из них сформулировала девочка Катя: «Мне все понравилось! – воскликнула она. – Жалко, что папа не пришел…» «Папа еще на работе у нас, – объяснила мама. – И мы не все, что хотели, успели посмотреть сегодня. Зато будут три дня праздничных потом – почему бы не устроить «Ночь искусств» в один из них? Мы вместе с папой на машине везде бы успели побывать…»

«На машине, – подумалось мне, – это было бы хорошо… Или на тройке с бубенцами! Лишь бы в объезд, не по прямой…» Почему, спросите? Причина все та же, что и раньше: помнится, еще после одной из первых «Музейных ночей» писала я о трудности путешествия между музеями по барнаульским улочкам-переулкам. Но если «Музейная» приходится на теплый и светлый май, то попробуйте темным холодным ноябрем пробежаться от одной площадки до другой!

Я, например, с удивлением узнала, что в районе Старого базара на пути от «Города» до филармонии нет фонарей. Представьте себе картину: магазины уже закрылись, в тусклых отсветах их витрин ты бредешь по скользкой дорожке и по «левому борту» фиксируешь черные трубы и две крайне опасные ямы, окантованные красно-белой тонкой ленточкой… В этом походе вполне были бы уместны – если в тему «Ночи» – триста спартанцев с факелами. От такого сопровождения я бы не отказалась.

Фоторепортаж
Блоги