Жители дома в новоалтайске пытаются противостоять завышенным тарифам на тепло

00:00, 27 марта 2010г, Общество 3515


Жители дома в новоалтайске пытаются противостоять завышенным тарифам на тепло Фото №1

Собственники квартир по ул. Григорьева, 2 никак не поймут, за что и почему они должны платить по завышенному тарифу муниципальному предприятию «Новоалтайские тепловые сети»… В Новоалтайске немного домов, жильцы которых создали товарищества собственников жилья. Но, что характерно, их коммунальное хозяйствование отличается стабильным и качественным обслуживанием, прозрачной системой платежей и отсутствием жалоб со стороны жильцов. До недавнего времени подобным считался и вышеуказанный дом…

За виртуальные потери – миллион

В один злосчастный момент беды пошли одна за другой. По мнению граждан, причина одна – действия МУП «Новоалтайские тепловые сети».

Проблемы начались осенью 2009 г., когда в октябре в тепловом счетчике села батарейка. Тогда жильцы, как и положено, обратились в «НТС», чтобы оттуда прислали специалистов зафиксировать целостность пломбы и поменять элемент питания.

Но энергетики проигнорировали гражданские обращения. Представителям ТСЖ пришлось самим везти прибор учета на поверку и снимать с него показания. Полученные данные в «сетях» приняли, и проблема казалась решенной. Однако новое руководство предприятия в лице Константина Денисенко посчитало иначе.

В ноябре 2009 г. жильцы дома N 2 получили уже другую счет-фактуру, где стоимость услуг «НТС» рассчитывалась не из показаний теплосчетчика и водомера, а по среднему. И сумма, поверьте, вышла немалая - около 85 тыс. руб… Разбирательства по делу длятся до сих пор. Собственники платить отказываются, вменяя тепловикам, что сначала показания были-таки приняты, и официальные спецы просто не приехали по вызову. В то же время тепловые сети подали на «строптивцев» в суд.

Но и это еще не все. Смена руководства в «Новоалтайских тепловых сетях» ознаменовалась для «григорьевского» дома N 2 не только разными суммами в извещениях на оплату. Над ним нависла реальная угроза совершенно фантастического штрафа.

- На следующий день после своего назначения директором «НТС» Константин Денисенко пришел к нам, - рассказывает председатель правления ТСЖ Ирина Прасолова. - Мы обрадовались, ведь живем с ним в одном доме, думали, и работать конструктивно начнем. Но не тут-то было…

По ее словам, Константин Александрович сообщил, что в одном из подъездных радиаторов есть незаконная врезка, за что полагается штраф. Прекрасно зная, что врезка нерабочая, он доказывал, что из-за этого происходят потери по теплосчетчику.

- Я у него спросила, какие могут быть потери, если оттуда ни разу даже не капнула вода, - продолжает Ирина Ивановна. - Ответ был достойным: «Должны быть!»

Штраф за такие мнимые потери оказался просто сногсшибательным - один миллион рублей… По информации на данный момент, представители «Новоалтайских тепловых сетей» со своими требованиями вынужденно отступили. Обосновать подобный абсурд оказалось довольно тяжело.

Разные пирометры - разная температура?

Помимо финансовых притеснений со стороны «НТС», жители дома страдают от некачественных услуг, предоставляемых предприятием. Средняя температура в квартирах первого этажа не превышает 17 градусов тепла.

Как говорит Ирина Прасолова, в январские морозы, когда на улице было около 40, температура воды на подаче в дом была 71-72 градуса. Хотя по договору при таких морозах «на входе» должно быть 95. То есть батареи явно «недоедают» гигакалорий… Сейчас идет сбор подписей жильцов под заявлением в прокуратуру с жалобой на действия «Новоалтайских тепловых сетей». Суть «челобитной» – «всю зиму мы мерзли».

Истины ради необходимо отметить, что постоянные обращения-жалобы в «НТС» наконец-то вызвали ответную реакцию поставщика коммунального ресурса. Спецы принялись измерять температуру в прохладных квартирах. Вот только процесс тот происходил весьма и весьма
своеобразно. По данным Ирины Ивановны, «градусник»-пирометр «Теплосетей» показывал температуру несколько выше, чем аналогичный прибор ТСЖ.

- Каково же людям, которые всю зиму мечтали о тепле в своем доме, слышать, что у них все нормально?! – возмущается Ирина Ивановна. - Я лично спрашивала у директора Константина Денисенко, какой должна быть температура воды на подаче и сколько они нам выдают. А в ответ: «Достаточно»… Да о чем речь, когда по техническим условиям в графике подачи воды четко обозначены условия 95/70, а нам в последний раз выслали бумажку с цифрами 85/40 (температура на входе/выходе. - Прим. автора). Но даже и в этом случае тепловики не выполняют условия договора.

Повышение тарифа - это уже чересчур!

При таком уровне обслуживания неудивительно, что жители дома наотрез отказываются принимать утвержденный на 2010 г. тариф на тепло и горячее водоснабжение. Его повышение составляет 31,2%. Убытков, связанных с «Новоалтайскими тепловыми сетями», жильцам и так хватает.

При отключении воды (случается достаточно часто) в трубах дома происходит «завоздушивание». Слесарю приходится каждый раз потом сливать воду. Да и качество оной оставляет желать лучшего. А ежели не сливать, то водица так и будет мутной, грязно-коричневого цвета. По этой причине только за сентябрь-октябрь прошлого года ТСЖ (читай собственники квартир) понесли потери в размере 20 тыс. руб. В целом же за 2009 г. убытки домового хозяйства составили более 50 тыс. руб.

Остается добавить следующее. Председатель ТСЖ Ирина Прасолова вошла в комиссию, которая займется пересмотром тарифной политики МУП «Новоалтайские тепловые сети». Решение о создании комиссии было принято на прошедшем собрании депутатов. Ирина Ивановна надеется, что деятельность комиссии поможет отыскать «тарифную» правду. И в подаче тепла, и горячего водоснабжения.

Юлия СИМ

P.S. Материал предоставлен коллегами «Новоалтайского коммунального вестника» (издание «Дирекции объединенных управляющих компаний»). Авторы «Коммунальной среды» внимательно следят за развитием событий.

Комментарий специалиста

Поблажек не будет никому

Ситуацию комментирует руководитель «Новоалтайских тепловых сетей» Константин Денисенко:

Справка «АП». «НТС» - энерго-снабжающая организация, фактически подающая тепловую энергию до стен жилых домов. За распределение тепла по внутридомовой разводке отвечают управляющие компании, ТСЖ и т. д. В Новоалтайске на сегодня более 500 объектов теплопотребления, каждый из которых прежде всего относится к категории «клиентов».

Счетчик

Ежегодно по окончании отопительного сезона инспекторы тепловых сетей раздают потребителям предписания со специальным перечнем мероприятий. Их необходимо выполнить в летнее время каждому потребителю. В том числе управкомпаниям, ТСЖ и частным лицам. В названных бумагах указаны не только требования, но и нормативные документы. А также действия, которые надлежит выполнить для исправной работы теплового узла.

Упомянутые мероприятия - стандартные и выполняются из года в год всеми потребителями тепла. Разумеется, под контролем Новоалтайской администрации. Но осенью 2009 г. члены правления ТСЖ «Григорьева-2» предписания проигнорировали. В конце сентября при сдаче прибора учета тепловым сетям в преддверии отопительного сезона выяснилось следующее. К счетчику не приложено ни одного документа.

То есть нет ни паспортов, ни сертификата государственной поверки, ни технического проекта. А любой мастер ЖЭУ знает, что без документации никакой инспектор энергоснабжающей организации не составит акт допуска прибора в работу. И прежде чем заниматься таким серьезным делом, как обслуживание жилья, нужно, конечно же, изучить те самые документы по эксплуатации теплосчетчиков, нормы содержания жилья и т.д.

Председателю правления ТСЖ Ирине Прасоловой специалисты «НТС» показали конкретные пункты правил, исключающие приемку прибора (следовательно, его показания не берутся в расчет). Также ей сделаны необходимые разъяснения, что именно необходимо исправить. Затем счетчик сняли и отправили на государственную поверку. Получив необходимый документ, прибор приняли к учету.

Но спустя несколько дней оказалось: в тепловычислителе снова проблема - села батарейка, и он не может нормально функционировать. Все это время жильцы домов платят не на основании данных счетчика, а по среднему - таково правило.

А был ли кран?

Возникают вопросы: чем представители товарищества собственников жилья занимались все лето, коли осенью у них одна беда следует за другой? Ведь если ТСЖ взимает деньги за свои услуги, то услуги должны оказываться реально. А так получается, руководитель ТСЖ не решает проблем, а только пишет претензии ресурсоснабжающим организациям. То водоканал подал не ту воду, то энергетики устанавливают «неправильные» цены на электроэнергию и т. д…

Теперь насчет отопления. Это система замкнутого контура, и водоразбор из нее запрещен. Запрет узаконенный, общеизвестный и доказательств не требует. Работающие в сфере ЖКХ хорошо знают: для спуска воздуха на радиаторах должны быть предусмотрены специальные краны («краны Маевского»). В доме же решили проблему просто - установили обычный водоразборный кран и, стравливая воздух, сливали реки воды. А ведь она вполне подходит, например, для мытья полов и прочих технических нужд.

Факт остается фактом: водоразборный кран был обнаружен в подъезде дома. Тепловые сети предъявили законный штраф. В том числе и счет за потребленную горячую воду. И поступили резонно. Например, когда электрики находят «левую» розетку, их не интересует момент - пользуются ею или нет. По действующему законодательству – это нарушение, и оно предусматривает штрафные санкции. И неважно, потребили вы эту воду на самом деле или нет.

Тепло

В январе по первой же телефонограмме Ирины Прасоловой инспекторы «НТС» произвели комплексное обследование системы теплоснабжения жилого дома по ул. Григорьева, 2. На предмет недостаточности теплоснабжения. Думаю, Ирине Ивановне хотелось показать только холодные квартиры из 120-ти. В них (в тех самых шести) замеры температуры действительно показали плюс 17-19°.

При осмотрах других жилых помещений выяснилось, что там температура составляет плюс 25-28°. Причем в большинстве случаев радиаторы отопления были перекрыты. На основании проверки, как и положено, составлен соответствующий акт обследования и выдано предписание на элементарную регулировку внутридомовой системы отопления по стоякам.

Наглядным доказательством того, что некоторые стояки в доме шунтируют*, и является большая разница температур в разных квартирах одного дома. Вдобавок ко всему при обследовании обнаружились разные показания на пирометрах ТСЖ и «НТС».

Инспекторы попросили Ирину Ивановну предъявить свидетельство о государственной поверке ее бытового пирометра, которое обязательно к наличию у любого измерительного прибора. Документа наши сотрудники не увидели. А наш прибор был оформлен по всем правилам. Считаю, что слухи о «неправильном градуснике» энергетиков не имеют под собой никакого основания…

Говоря по-простому, столько шума, а всего-то и надо, чтобы грамотный слесарь произвел регулировку. Если тот ее не провел, значит, он не на своем месте. А руководитель ТСЖ должен найти человека, хорошо знающего свою работу. Работающего грамотно и в положенные сроки. Кстати, как житель дома хочу отметить: касательно взимания платы с граждан - вот это в доме N 2 по ул. Григорьева всегда делается в срок и бесперебойно. А ТСЖ надо бы в первую очередь озаботиться правильным функционированием внутридомовых инженерных систем. Ведь через них предоставляются коммунальные услуги потребителям.

Шунтирование (англ. shunt - ответвление) - создание дополнительного пути в обход пораженного участка с помощью системы шунтов.

Реплика «КС»

Правда, как всегда, где-то рядом…

Авторы «Коммунальной среды» прекрасно понимают позиции уважаемых Ирины Ивановны и Константина Александровича. Мы не сомневаемся, что в целом встречные меры представителей и ТСЖ, и «НТС» продиктованы неустанной работой на благо собственников и досадным стечением обстоятельств.

Скажем больше. Мы даже не пытаемся оперировать таким понятием, как «конфликт интересов». Это когда заинтересованные лица могут использовать свои возможности и ресурсы, дабы иметь определенную выгоду. Но одно нам известно точно. Найти консенсус все-таки придется. Жизнь заставит. И необязательно в равных долях.

Это касается и темы крана в злополучной батарее подъезда, и регулировки тепла в шести квартирах… Согласитесь, до бесконечности сие продолжаться не может... Подобные конфликты между поставщиками и потребителями тлеют повсеместно. Имя им – легион. И если обе стороны, на их взгляд, испробовали все способы «увещевания» друг друга, то настала пора переходить к законному понуждению.

Цепочка здесь достаточно отлажена: «мировой судья - федеральный судья - краевой суд - Верховный суд России». Подчеркиваем, здесь у оппонентов имеются совершенно равные права. А вот оплата тепла при сломанном счетчике требует более внимательного отношения. Давайте обратимся за помощью к юристу, который практикует исключительно на ниве коммунальных дел. А взгляд на проблему с третьей стороны нам не помешает. Итак, слово постоянному консультанту «КС», руководителю юридического отдела управляющей компании «Прогресс Плюс» Татьяне Мазуниной.

- В период ремонта общедомового или индивидуального прибора учета, не превышающего 30 дней, количество потребления коммунальных ресурсов исчисляется как их среднемесячное потребление. Определяется оно по данным указанного прибора за последние шесть месяцев, - рассказала Татьяна Васильевна. - Если период его работы составил меньше шести месяцев, то средний расчет производится за его фактический период работы. Но он не должен быть выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

- Ремонт сломанного счетчика затянулся, - задали мы вопрос. - Как быть в таком случае?

- Например, ремонт прибора учета составил более 30 календарных дней. Тогда учет размера оплаты коммунальных услуг за период ремонтного «простоя» рассчитывается по действующим тарифам, в соответствии с нормативом потребления, установленными законодательством.

И последнее. Насчет недовольства граждан-собственников высокими тарифами на услуги ЖКХ… На недавнем совещании в российском правительстве вице-премьер Дмитрий Козак высказался прямо:

- Из-за действий отдельных органов местного самоуправления этот вопрос приобрел достаточно острый политический характер. Там, где предельные индексы роста превышают 25%, они должны быть снижены в течение недели.

Глава Минрегионразвития Виктор Басаргин продолжил и предложил:

- Предельные расценки и нормативы потребления коммунальных услуг должны утверждать власти регионов, а не муниципалитеты.

Вице-премьер министра в этом поддержал. По его словам, ситуация с нормативами приняла анекдотичный характер. Кое-где на севере они по отоплению ниже, чем на юге. А нормативы потребления воды в соседних городах могут отличаться в три-четыре раза… Необходимую поправку в жилищное законодательство нужно представить на рассмотрение Госдумы в ближайшее время. Региональным властям поручено провести «тотальный аудит тарифов».

Это к слову. Так сказать, для общего развития земляков. В том числе и для новоалтайцев, и для исполнительных властей города. Помнится, там еще в феврале жители выражали свое недовольство по «тарифному» вопросу. В Бийске тоже. Вот и ответ подоспел…

Ответственный за выпуск Вадим ИСАЕВ. Тел. дежурного корреспондента «Коммунальной среды» 63-30-26.

 
Новости партнеров
Фоторепортаж