Сильнее железа

00:00, 02 июля 2013г, Общество 2201


Сильнее железа Фото №1

- А чего про себя рассказывать – лучше посмотри, что я делать умею… – Мой собеседник с несуетливостью, которая бывает только лишь у мастеров своего дела, ведет меня по площадке готовой продукции акционерного общества «Новоалтайский завод мостовых конструкций». – Вот мостовые балки, плиты пролетных строений, а вот сваи, арматурные насадки. Могу и их технические обозначения назвать, только что они скажут непосвященному человеку?

Но балки балками, а мне нужен человек. Тем более с таким опытом, как у Александра Кречетова, что более двадцати лет отработал электросварщиком на этом известном в крае и за его пределами предприятии. Но то ли профессия накладывает свой отпечаток, то ли характер – каждое слово из моего собеседника приходится вытягивать чуть ли не клещами. А тут еще мастер-технолог подначивает: заказов, мол, выше крыши, работа стоит, а ты опытом работы с журналистом делишься. Поэтому для разговора присаживаемся здесь же на изготовленных Александром Владимировичем балках, вдали от шума цеха и любопытных взглядов коллег-заводчан.

- Родился здесь, в Чесноковке, учился в школе, – начинает Александр Кречетов. – В 1980 году окончил Барнаульский машиностроительный техникум. Затем спустя короткое время устроился в Новоалтайское ДСУ-7. Работал помощником, а потом машинистом БУМа…

- Это что за зверь такой? – спрашиваю своего собеседника.

- Зверь что надо! Бетоноукладочной машиной называется. Старый был такой, что двигался по рельсам. А первая трасса – дорога на Заринск. Туда я молодым пришел. По нынешним меркам совсем молодым – двадцатилетним. Нынче мне уже 53 исполнилось. Потом переехали на бийскую трассу. До сих пор с теплотой вспоминаю ту вахтовую жизнь, дорожные хлопоты и заботы. Но из-за вахты и пришлось сменить работу – женился, появились дети. А тут целый завод, да и рядом с домом. Чем плохо? Так больше двадцати лет на нём сварщиком и работаю. И жена здесь трудится менеджером по персоналу. Вот такая династия получается…

Как мне позднее сказали в заводоуправлении, на предприятии трудится шестнадцать семейных династий. Есть и такие, чей общий трудовой стаж перевалил уже за сто лет!

Разговор прерывают проезжающие мимо железнодорожные платформы, загруженные тяжелыми асфальтобетонными изделиями. Провожая глазами видавший виды заводской тепловоз, Александр Кречетов продолжает: «Всегда интересно, для какого моста понадобилась выпускаемая нашей бригадой продукция? Знаем, что балки и плиты идут в Кемерово и Томск, Омск и Новосибирск, Красноярск и Якутию. Недавно даже для Московской области делали. Спрашиваете, смогу ли отличить изготовленную нашим цехом балку, увидев ее где-нибудь на положенном ей месте в мосту? В Алтайском крае – да (улыбка)! Потому что по большому счету такую продукцию для дорожной отрасли здесь выпускаем только мы. Ну и «Мостоотряд-96». А в других регионах увижу, наверное, тоже отличу, ведь она была изготовлена нашей бригадой!»

Сначала мой собеседник устроился на завод арматурщиком, а спустя некоторое время обучился профессии электросварщика ручной сварки. Рассказывает, что очень помог в постижении профессии опытный шеф-наставник Петр Петрович Барельчук, который обучил не одно поколение сварщиков. Разговор наш касается преемственности в профессиях. «Да, наверное, работяга – не самый престижный вид заработка сегодня, – рассуждает Александр Владимирович. – Пыль, грязь, тяжелая работа, связанная с железом. Электросварка опять же здоровья не добавляет. Поэтому достаточно много здесь людей в возрасте, которые привыкли к такому труду. Хотя появляются и молодые, за работой которых и мне сегодня уже непросто угнаться».

За долгие годы Кречетов изучил производство досконально. На мой вопрос о том, что, наверное, смог бы работать мастером или начальником цеха, отрицательно кивает головой: «Нет, этого не хочу! Работал я одно время мастером, но, если честно, характер у меня не такой, чтобы людьми руководить. Для своей работы упертый, а для того чтобы людей загружать – не очень. Поэтому мне хорошо на своем участке и со своей бригадой. Качественно работают арматурщик Виталий Долгов, Иван Пушкарев, Сергей Бочкарев, да много кого назвать можно. А то ведь забуду кого, с вами говоря, другие могут и обидеться. Давно работает у нас Сергей Петрович Плотников. Недавно пенсию ему справили, по горячей сетке получил, но пока трудится. Да и заводоуправление нас не забывает. Многие ли рабочие могут похвалиться сегодня, что их централизованно вывозят отдыхать в Горный Алтай за счет предприятия?»

- Вы часто возвращаетесь к разговору о своей бригаде…

- Не буду говорить за другие сферы деятельности, но в дорожной отрасли очень важны преемственность поколений (а это, по сути дела, передача опыта работы), слаженная команда профессионалов, способная выполнять поставленные задачи. Ну и, естественно, новое оборудование. Все это на заводе есть. Директор говорит, что поступило уже новое сварочное оборудование, так что можете поздравить с обновой! На своем месте за прошедшие двадцать с лишним лет я научился делать все. Спрашиваешь, что такое это «все?» А это, по сути дела, четыреста видов продукции, которые может выпускать НЗМК. Да и ответственность здесь немалая. В прошлом году варили ригели (справка «АП»: ригель – опорная балка, на которую опираются другие несущие элементы строительного сооружения – другие балки стойки, колонны, стены) для сооружаемого в Кемерово моста, так наши данные на заводе запрашивали. От заказчика узнавали, кто мы и что и как работаем. Мост – это серьезная штука и большая канитель для сварщиков! Сколько арматурных прутков загнуть, сварить и перетаскать с места на место приходится, для того чтобы изготовить его конструкции! Приди на мое место новый рабочий – сможет он так же работать? Утверждать что-то не буду, но ему понадобится время, чтобы появился необходимый опыт. И потом, из десятка молодых, что приходят на предприятие набираться опыта в сварочном деле, лишь два-три человека достигнут каких-то серьезных результатов. Значит, я нужен на этом месте. Это меня и держит!

Снова немного помолчали. Бригада моего собеседника, заканчивая внеплановый по моей вине перекур, выходит на работу. На прощание спрашиваю: «А дома у вас есть сварочный аппарат?» И в ответ еще одна улыбка: «Аж целых два! Всякими художественными изделиями не занимаюсь, а так, по хозяйству все могу делать. В своем доме вечного ведь ничего нет. Даже железо изнашивается, а люди все работают. Сегодня одно сделал, а назавтра уже что-то другое сломалось. Поэтому как без инструментов? Одно время даже ремонтом кузовщины занимался, но пока отложил. На это время нужно, а когда тут между работой и домом?»

Дорожное строительство – во многом сезонное. Все это, естественно, сказывается и на работе НЗМК, хотя и нынешней зимой работы здесь было достаточно. Выручают заказы для сферы жилищного строительства. Но сегодня строительный сезон в разгаре и на заводе кипит работа. Попрощавшись со своим собеседником, захожу в кабинет к генеральному директору ОАО «НЗМК» Николаю Рябушенко.

- Александра Владимировича мы по рекомендации коллектива представили к званию «Почетный дорожник России», – рассказывает директор. – Это исполнительный и ответственный работник. Производственное задание ежемесячно перевыполняет на 10-20 процентов. Технически грамотен, прекрасно разбирается в чертежах. Постоянно занят на изготовлении сложных металлоемких изделий. Занимается самообразованием, изучая новую техническую литературу. На протяжении многих лет Кречетов – наставник молодых рабочих, передаёт им свой опыт и профессионализм. Ведь не зря же в прошлом году его наградили медалью Алтайского края «За заслуги в труде»!

Фоторепортаж