Магистры должны быть разные

00:00, 11 июля 2013г, Общество 1337


Магистры должны быть разные Фото №1

Сегодня строительно-технологический факультет Алтайского государственного технического университета готовит инженеров. Но через два года в связи с российскими реформами высшего образования предстоит выпуск специалистов со званием бакалавр и магистр. О том, что нужно изменить к этому моменту, наш разговор с деканом факультета Иваном Харламовым.

- Те обучающие программы, что сегодня существуют у нас по обучению магистров, в большей степени ориентированы на подготовку специалистов в области научных исследований, – рассказывает Иван Викентьевич. – Но магистр – специалист высокого уровня, способный решать сложные прикладные технические задачи. По сути дела, это люди, которые могут занимать должности ведущих специалистов, главных инженеров, начальников крупных дорожно-строительных управлений. То есть высшее управленческое звено, в принципе, в будущем должно комплектоваться только магистрами. А бакалавры, которых мы тоже будем готовить, займут младшие инженерные должности. Он не имеют права принимать сложные технические решения. Перед вузами встала проблема: как быть и где готовить таких специалистов?

Поэтому появилась необходимость видоизменить рабочую программу обучения по направлению «дорожное строительство». И здесь помог Интернет. Была найдена возможность взаимодействия с тремя европейскими вузами в рамках проекта Евросоюза TEMPUS-IV. Речь идет о Неаполитанском, Афинском и Стокгольмском университетах. С российской стороны участие в этом проекте принимают Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Оренбургский государственный университет и Алтайский технический университет им. И.И. Ползунова. В прошедшую пятницу представители шести этих вузов собирались на площадке нашего университета.

- А смысл такого рода встреч?

- Задача нашей рабочей группы – сформировать практико-ориентированные рабочие планы по обучению российских студентов. Ведь, согласитесь, крайне важно преподавать те дисциплины, которые бы позволили подготовить высококвалифицированного специалиста, знающего современную технику и технологии.

- Почему существующие ныне российские стандарты не позволяют обучать, так сказать, прикладных магистров?

- С одной стороны, возможно, все эти программы создавались в определенной спешке… У нас традиционно считалось, что магистры должны защищать диссертации и посвящать свою жизнь научной деятельности. Конечно, и такие специалисты нужны, но…

Обучение двух этих видов магистров должно различаться. Для производственника математика, информатика и другие науки должны иметь более прикладное значение. Кстати, сегодня уже и на государственном уровне идет разговор о том, что не нужно нам столько ученых в дорожной отрасли. Важно больший упор делать на специалистов-управленцев. Но тогда придется менять что-то и в государственных стандартах обучения.

А с другой стороны, за прошедшие почти уже четверть века в развитии российских дорожных технологий мало что делалось. Почти полностью исчезли научно-исследовательские институты в области дорожного строительства. И чего греха таить, европейцы в этой сфере ушли, так скажем, немножко дальше, чем мы. Поэтому их опыт нужно использовать. Сегодня европейские специалисты скрупулезно готовят для нас программу. В нее, например, будут входить 3800 слайдов различных стадий дорожного строительства.

- А в чем интерес европейцев делиться своими наработками в области обучения?

- Современное строительство означает, что в нем заложены современные технологии и техника. Откуда это все берется – понятно. Сегодня, если проехать по российским дорогам и посмотреть, какая техника там работает, все станет ясно. Немецкие катки, укладчики, асфальтобетонные заводы, дробилки и многое другое. Опять же если говорить о технологиях по укреплению дорожного полотна, то они тоже пришли оттуда.

Поэтому мы вынуждены использовать эти технологии, пока нет своих. В частности, речь идет о геодезических исследованиях с применением GPS-технологий.

- А наш интерес?

- Наша заинтересованность тоже понятна. Преподаватели побывали на семинарах в Италии, Греции, Швеции. Причем за счет Европейского союза. Для каждого участника рабочей группы четко определена задача – какой узел обучающей программы разрабатывать. Кроме того, в рамках проекта в нашем университете была сформирована экспериментальная магистерская группа, которая учится по экспериментальной программе. В будущем году будет выпуск этой группы. Причем им предстоит стажировка в одном из трех европейских вузов. Но выпускную работу нужно будет сделать на основе реконструкции алтайских дорог с использованием мировых технологий в дорожном строительстве.

Кроме того, наш вуз получил около четырех миллионов рублей на приобретение необходимого учебно-исследовательского оборудования. А самое главное – опыт обучения европейского уровня. Естественно, будут сформированы рабочие учебные планы, согласованные с реалиями российского образовательного процесса. Это позволит легче перейти на подготовку нужных стране специалистов по практико-ориентированным программам.

Конечно, нам было бы интересно получить такого рода программы и для обучения специалистов других строительных областей, не связанных с дорожной отраслью. Надеюсь, что этот вопрос тоже решаем.

Беседовал Олег МИКУРОВ.

Новости партнеров
Фоторепортаж